
Директор столичного "Мыстецкого Арсенала" 42-летняя Наталия Заболотная выбегает навстречу из своего кабинета с кучей бумаг в правой руке. Приглашает зайти. Извиняется и несет кому-то документы. Через минуту вбегает в кабинет. На протяжении разговора отвечает на эсэмэски, отвлекается на решение неотложных дел. "Мыстецкий Арсенал" возглавляет шестой год.
Вы шесть лет были директором Украинского дома. Во время Майдана там расположились штабы протестующих. Что с ним произошло за это время?
— Революция достоинства отразилась на Украинском доме серьезнее, чем оранжевая. Там были произведения искусства, из которых 60 процентов — соцреализм. 70 процентов из того соцреализма — лениниана. Слухи ходили разные — от разрушения вандалами системы кондиционирования до полного разграбления и уничтожения фондов, — говорит Наталия Заболотная. Она — в сапогах на высоких каблуках. На груди сверкает массивное колье под украинские дукачи.
Как вы возглавили "Мыстецкий Арсенал"?
— Когда была директором Украинского дома, поглядывала на Национальный художественный музей и на "Мыстецкий Арсенал" и думала: как интересно быть директором настоящего музея!
В 2009-м Виктор Ющенко, который начал перестраивать "Арсенал", пригласил всех на его открытие ко Дню Независимости. Мне позвонил руководитель Государственного управления делами Игорь Тарасюк и сказал: "Наталия, выручай. В "Мыстецком Арсенале", конечно, еще не везде есть окна-двери — это мы поставим, но нужно, чтобы ты какую-то выставку сделала".
За три недели мы с командой Украинского дома и музейным отделом "Мыстецкого Арсенала" подготовили выставку самого яркого из украинской пластики за два тысячелетия. Мероприятие за полтора месяца посетило свыше 150 тысяч людей. Тогда я и подхватила вирус "Арсенала".
Через год сменилась власть. Меня вызвал новый руководитель управления делами Андрей Кравец и начал: "Тут совещание было, кого же поставить руководителем "Мыстецкого Арсенала". Никто в этом не разбирается. А ты дружишь с той властью — на Ющенко намекает — и тебе искусство нравится. Короче, будешь директором". Я так и не поняла, было это утверждением или вопросом.
Там, где вы, проходят инаугурации президентов: Ющенко — в Украинском доме, Порошенко — в "Мыстецком Арсенале". Почему выбор Петра Алексеевича пал именно на "Арсенал"?
— Это не только уникальное историческое здание, здесь творилась история. В ХVІІ веке на этой земле стоял монастырь. Его настоятельницей была мать Ивана Мазепы — Мария-Магдалина Мазепинина. К ней гетман часто приезжал за советами. В речи инаугурации Петр Порошенко отметил, что, возможно, именно здесь Мазепа избрал европейский вектор развития, а не российский. То есть пошел к шведам, а не продолжил свои отношения с Петром I.
К Виталию Кличко на должности мэра неоднозначное отношение.
— Кличко бывал на наших художественных событиях. Но почему-то мало анализирует такие вещи, "большого бурения" не происходит. У него или команда не дотягивает, или просто близорукость? Полгода назад сказал, что беспокоится из-за уменьшения потока туристов в Киев. Поэтому заманивать гостей из разных стран будем гастрономическими турами и шоппингом. Дожили: колыбель христианства, давняя история, София, Лавра, "Мыстецкий Арсенал", в конце концов, — и гастротуры.
Какие идеи продвигаете на законодательном уровне?
— Создали законопроект о Государственном фонде гуманитарного развития. Мы три года над ним работали. Изучали опыт Великобритании и Эстонии.
Когда лотерею в Британии сделали национальной, правительство и королева ужаснулись, насколько люди зависимы от игромании. Там половина взрослого населения играет в лотерею. 20 лет назад в парламенте приняли закон о государственном фонде "Добрых дел". За это время фонд инвестировал в социокультурную сферу Британии более 40 миллиардов фунтов стерлингов. Все эти средства — отчисление из национальной лотереи. За них британцы модернизировали и создали десятки тысяч музеев, культурных центров, провели сотни фестивалей.
Подобный опыт имеет Эстония. Там 10 лет назад создали фонд "Культурный капитал". Он финансируется из отчислений азартного бизнеса и 3,5 процента акциза на табак и алкоголь.
Наша власть идет вам навстречу?
— Администрация президента затормозила рассмотрение законопроекта, потому что мы предлагаем на культурную, спортивную, социальную сферы направить, по их словам, "грязные деньги". Но в это же время парламентская коалиция и соратники президента ищут, как легализовать азартный бизнес.
В июле я говорила на эту тему с министром культуры Вячеславом Кириленко. Сказал: "Да, я подумаю, поговорим через несколько дней". За эти несколько дней он устраивает расширенную коллегию Министерства культуры. На ней заявляет, что создал идею основания государственного фонда кино из отчислений с азартного бизнеса, алкоголя и табака. Меня на эту коллегию, конечно, не пригласили.
Как вы отнеслись к прошлогоднему январскому решению Вячеслава Кириленко финансировать лишь творческие мероприятия, связанные с поддержкой военных?
— Мы были в шоке, когда сказал, что о проектах в культуре до 2017-го не может быть и речи — лишь песни для фронта и на фронте. Сегодня встретила в парламенте волонтера и депутата Елену Масорину. Спрашиваю у нее: "Что, были песни для фронта?" Говорит: "Какие там песни? Там другая музыка".
Культурные вкусы нынешней политической элиты отличаются от предыдущей?
— При Кучме интересовались оружием для охоты. Кравчук любил шахматы. Когда я работала журналистом и брала у него интервью, говорил, что ему часто не с кем играть, поэтому играет с компьютером и всегда у него выигрывает. Глава Администрации президента Борис Ложкин коллекционирует произведения современного искусства. Петр Порошенко с женой всегда приходили еще на первые художественные события в Украинском доме. И Киевская биеннале в 2012-м состоялась при поддержке "Фонда Петра Порошенко".
Предпочтения верхушки отражаются на поддержке ими искусства?
— Я брала интервью у Ющенко, когда он был главой Нацбанка. В его кабинете висели прекрасные картины. Показал мне на одну — девочка доит корову на фоне темной ночи. Сказал, что это его старшая дочь. Я спросила: кто же рисовал? Улыбнулся: "Так это же я, папа ее, нарисовал".
Он любит искусство, особенно народное, наив, наивную икону. Поэтому поддерживал все это в стране. Но в масштабе государства должен быть беспристрастный взгляд на развитие культуры.
Имеет три высших образования
Наталия Заболотная родилась в Черкассах. Отец — преподаватель черчения, мать — вязальщица. В детстве мечтала стать певицей или писательницей, играла в школьном театре.
Имеет три высших образования. Закончила украинскую филологию в Черкасском университете им. Богдана Хмельницкого. Училась в Национальной академии внутренних дел по специальности "правоведение" и в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры на искусствоведа.
Работала корреспондентом в газете, заместителем шеф-редактора. Создала Ассоциацию по поддержке украинской популярной литературы, начала издавать книжки.
— Лучшие типографии на то время были в Киеве, — рассказывает Наталия Заболотная. — Я купила машину в кредит. Потому что проделывать 5-часовые туры автобусом — трудно. Издавала книжки в Киеве, возила их назад в Черкассы, распространяла по магазинам. Тогда усвоила истину: все нужно или делать лично, или контролировать лично.
В 2002 году переехала в столицу. Получила работу в газете "Президентский вестник". Шесть лет возглавляла Украинский дом.
В 2010-м стала генеральным директором Национального культурно-художественного и музейного комплекса "Мыстецкий Арсенал".
Увлекается искусством, книжками, водными лыжами.
Воспитывает сына и дочь. 10-летний Богдан занимается каратэ и авиамоделированием. 8-летняя Екатерина берет уроки вокала, танцует в балете "Кияночка" и играет на виолончели.
Не замужем. Живет в Киеве.
Комментарии