Украина занимает пятое место в мире по злоупотреблению алкогольными напитками. По последним социологическим опросам, украинцы пьют спиртное с 13 лет. 2% делают это утром, чтобы опохмелиться или улучшить самочувствие перед рабочим днем.
Вторник, 18 сентября. В восемь утра начинаем искать тех, кто начинает день с алкоголя. На бульв. Шевченко пьет пиво 51-летний Александр. Под скамью ставит дорожную сумку.
- Я в Киев на работу приехал. Я строитель. На улице Артема дом заканчиваем. Вот пивка допью и на маршрутку пойду, - говорит. - Приехал из Винницкой области. В 2004-ом на стройку в Италию ездил. Но там полтора года выдержал. С поездкой меня еще в Украине обманули. Одноклассник мужиков набирал. Должны были в Милане торговый центр строить, а привезли в село под Миланом на ферму. Там быков и баранов резали. Обещали 800 евро платить, а давали только 400. Работать вынужден был без выходных. Когда на фермера семь месяцев отпахали, он нам паспорта вернул. Мы убежали в Милан. Я лимоны собирал, а сосед Ванька в пиццерии тесто месил.
Домой оба вернулись в 2006-ом, но работы в райцентре нет. Махнул в Киев на стройку и не жалею. Работаю в одной компании, по частным шабашкам не бегаю, потому что там могут не заплатить. Здесь 5 тысяч в месяц имею.
На лестнице цирка на пл. Победы похмеляется пивом мужчина в дорогом костюме. На манжетах серой рубашки сверкают запонки. Мужчина имеет залысины. Из кармана пиджака достает пачку папирос "Парламент". Не успевает подкурить. К нему приближается парень в спортивном костюме.
- Папа, ты опять напился? - 17-летний Алексей поднимает с лестницы отца. - Пошли домой. Мы с мамой всю ночь тебя искали. Я четыре морга обзвонил и шесть больниц.
Отец не может стоять на ногах. Сын, когда замечает фотографа, заслоняет его спиной.
- Пожалуйста, не фотографируйте папу. Его директор если увидит - с работы выбросит. У нас мама инвалид, а я только в университет поступил. На стипендию и пенсию мы не вытянем. Сейчас машину вызовем и домой поедем, - набирает на мобильном номер такси. - Папу мы уже четыре раза кодировали. В Катюжанку в июне возили. Два месяца ничего в рот не брал, а в июле напился. Он работает юридическим консультантом. Как только дело выигрывает, друзья тянут его замочить. А потом из запоя не может неделю выйти. На работу мама звонит. Говорит, папа заболел, охрип, говорить не может.
В ресторане "Мафия" киевлянка 27-летняя Светлана заказывает алкогольное мохито. На часах 11.20. Она работает в турфирме на Крещатике.
- Я сегодня выходная. Могу себе позволить, - объясняет. - Сейчас немного пью, а на третьем курсе университета родители возили меня лечиться, потому что подсела на слабоалкоголки. Два месяца ходила в клуб анонимных алкоголиков. Потом встретила Максима, думала, начнется новая жизнь, но мы скоро расстались. Из-за него опять начала пить. Нужно же как-то горе залить.
Воскресенье, 23 сентября. 9.50. В Луцке около гостиницы "Луческ" на газоне между елями заснул полный мужчина. Футболка задралась, видно голый живот. Две женщины ждут маршрутку на Киев.
- Это Алексей Иванович, - заглядывает за дерево брюнетка в спортивном костюме "Адидас". - Когда-то в училище работал, а теперь сел на стакан по-крупному. В магазине с ним уже не здороваются, потому что постоянно в долг просит чекушку. Возвращать нечем, потому что пенсию еще не получает, а жена и дети от него все деньги прячут. Слышала, как теща его жаловалась, что он у внучки копилку украл, потому что на 100 грамм не хватало. А такой толковый преподаватель был. Его даже в Киев на работу приглашали. Не поехал, потому что не захотел друзей покидать. А где теперь его друзья? Все при хороших должностях, на машинах ездят. А он на троллейбусах катается, чтобы за проезд не платить.
Мужчина просыпается, переворачивается на другой бок, сопит, через 2 мин. начинает храпеть.
- Да нет, мама, это не дядя Леша, - перебивает ее дочка. - Дяди Леши я уже давно не видела. Может, его опять закодировали. Возили к одной бабке. Она ему что-то в рубашку зашила. Дядя Леша килограмм на 10 похудел, но все ровно пьет.
Женщины спиваются за полгода
- Женский алкоголизм фактически неизлечим, - рассказывает столичный нарколог 47-летний Максим Крищенко. - Его трудно выявить на первых стадиях. Потому что мужчины не стесняются пить в компании, в кафе или на улице. А женщины часто скрывают свою тягу к выпивке. Пьют в основном дома, когда никто не видит. Спиваются за полгода.
Максим Николаевич проводит семинары для анонимных алкоголиков еженедельно. Их посещают 100-200 киевлян.
- Среди пьющих есть много обеспеченных. Они думают, что элитным спиртным нельзя спиться. Элизабет Тейлор до наркологической клиники довело шотландское виски, а Эдит Пиаф "подсела" на французский коньяк.
Комментарии