- Люди с колорадскими лентами ходят по городу гордо. А те, кто выступает за единую Украину, молчат и боятся открыто высказать свое мнение. Ведь автоматы есть только у первых, - рассказывает по телефону 29-летняя Надежда из Славянска Донецкой области. Фамилию не называет:
- Могут найти, а рисковать детьми не хочу.
Она в декретном отпуске. Воспитывает 5-летнюю дочку и 6-месячного сына.
- Садик, в который ходит малая, - в 200 метрах от здания СБУ. Когда его захватили террористы (12 апреля. - "ГПУ"), садик закрыли. В начале прошлой недели позвонила воспитательница и сказала, что детей можно приводить. Я не рискнула. Спокойнее, когда малая рядом. А соседка сына отвела, потому что надо было на работу. Вечером рассказывает: "В дежурной группе всего 10 детей было. Весь день как на иголках сидела. Каждый час воспитательнице звонила, спрашивала, как у них дела". На следующий день соседка написала заявление на отпуск. Пока сидит дома.
Только несколько раз выводила своих детей на улицу, - продолжает Надежда. - Днем, когда на улице тепло, кладу сына спать на балконе, чтобы хоть немного подышал свежим воздухом. На выходных крепко спал, потому что было тихо. А в понедельник утром от трассы Киев - Должанское в районе БЗС (бензозаправочна станция. - "ГПУ") доносились выстрелы и даже взрывы. В городе все говорят, что террористам подошло подкрепление из Крыма. Муж видел вновь прибывших. Говорит, похожи на чеченцев.
34-летний Алексей до захвата Славянска сепаратистами устанавливал окна и двери в магазине в центре города. Теперь подрабатывает электросварщиком.
- Магазины и банки в центре города закрылись, потому что уже несколько точек ограбили мародеры, - говорит Надежда. - Виновных так и не нашли. Предприниматели не хотят рисковать, потому что такое с каждым может случиться. А обратиться не к кому - милиция вроде и патрулирует город, но это только показательно. В действительности мирным жителям ничем не помогают. Муж без работы, иногда на шабашках подрабатывает - то 100, то 50 гривен домой принесет. А так пока живем на детские деньги. За продуктами приходится выбираться на окраину. Большие супермаркеты там продолжают работать. За покупками ходит муж. За раз затаривается на неделю. Проблем с продуктами нет, только на выходных два дня не привозили хлеба. После этого люди начали сумками носить еду из супермаркетов. Вот в воскресенье сидела на балконе, а соседка с мужем четыре раза подряд в магазин бегали. Каждый тянул по две полные сумки. Соседка и мне кричала: "Надюшка, и вы запасайтесь. А то скоро в магазинах ничего не останется". Но мы больших запасов сделать не можем - нет денег.
Общественный транспорт вообще не работает. Таксисты тоже боятся выезжать на работу. Если кого-то и найдешь, то просит в два-три раза больше, чем месяц тому назад. У мужа есть машина, но он не ездит. Во-первых, трудно, потому что баррикады стоят через каждых 20 метров. А во-вторых, боится, что отберут. У трех соседей террористы забрали машины. Одну сожгли и поставили возле баррикады, а две другие используют в своих целях. На позапрошлой неделе муж ездил в магазин на мотоцикле. Когда возвращался, на одной из баррикад его остановили двое. Один сказал: "Хороший мотоцикл, может, мы покатаемся?" Но Леша успел вывернуть руль и быстро газануть. Когда приехал домой, руки тряслись. Больше всего боялся, что начнут стрелять в спину.
Надежда просит прощение. Говорит, звонят родственники из России. Через несколько минут продолжаем разговор.
- Звонила тетя из Краснодара. Устала объяснять ей ситуацию в нашем городе. Никак не может поверить тому, что вижу собственными глазами. Зато верит своему Киселеву (Дмитрий Киселев - российский телеведущий, которого называют главным пропагандистом Кремля. - "ГПУ"). 15 лет меня не видела, не звонила и не писала. А это объявилась. Чуть не ежедневно звонит. Говорит: "Я даже вас пропишу, чтобы вы могли российское гражданство получить". Скоро не выдержу, попрошу эти звонки прекратить. Вчера со свекровью поссорилась. Она в Луганске. Звоню и говорю: "Россияне захватили город. Людей убивают". Отвечает: "А вы их паспорта видели? Они не россияне, а ваши - из Славянска". В действительности наших там и близко нет.
В Краматорске буханка хлеба подорожала с 4,5 до семи гривен
— В Краматорске магазинов очень мало работает. Не голодаем, но хлеба нет несколько дней, - говорит местная студентка 23-летняя Ирина. - Люди покупают преимущественно кефир, молоко, муку, сахар, мясные изделия и яйца. Цены на эти продукты выросли почти вдвое. Буханка хлеба подорожала с 4,5 до 7 гривен, мука - с 3 до 6. В городе много случаев мародерства. На днях ограбили магазин детских игрушек. Разбили витрины, вынесли кассу и игрушечные пистолеты
Ирина учится в Краматорске в Донбасской государственной машиностроительной академии. Там занятия отменили до 12 мая.
- Такая же ситуация в школах и детских садиках Краматорска. Если бы этого и не сделали, на занятия вовремя добраться все равно никто бы не смог, потому что общественный транспорт не работает. Недавно мама вызывала такси, чтобы с работы доехать домой. Вместо 40 гривен таксист попросил 60. Теперь она добирается пешком. Выходит в 5.30, потому что через час надо быть на месте. Отец ездит на работу на велосипеде.
Комментарии