"Пермессо ди соджорно", разрешение на пребывание в Италии, я имею еще на два года, — рассказывает 52-летний музыкант Александр Марченко из Тернополя. — Немного побуду в Украине и вернусь. В Италии осталась моя жена Ольга".
Александр Марченко впервые попал в Италию в 1999-ом. Его жена, бывший проректор Тернопольского коммерческого института, работала горничной в семье богатых итальянцев.
— Я мыл посуду в одной из пиццерий Неаполя. Гитару, правда, повез с собой, — кивает на инструмент, который лежит рядом в чехле, и закуривает "Приму".
Первый месяц Марченко позволили жить в семье адвоката, в которой раньше работала его жена. В знак благодарности он играл для хозяев на рояле — Александр окончил Львовскую консерваторию. Пораженный адвокат Ренато ди Джанни повез его к клубу "Савойя".
— Это самый старый клуб владельцев яхт, в историческом центре Неаполя, — объясняет Марченко. — Стоянка яхты стоит там 15–20 тысяч евро в год. Еженедельно играл в клубе классику, а в будни мыл посуду в пиццерии. Хотел выйти с гитарой на улицу, но Неаполь — слишком шумный для моего тембра голоса. Начал исполнять неаполитанские, французские, украинские, польские, российские песни в городском фуникулере. Там очень хорошая акустика. Бывало, люди пропускали по несколько "корсов", то есть рейсов. Один мужик сказал: "Твое место на большой сцене. Но ты оставайся здесь. Потому что тут свобода".
Языком быстро овладел?
— Итальянский учил по учебнику, а неаполитанскому говору научился от полицейского Чиро Аморозо, дежурного в фуникулере. Через семь месяцев меня с ним пригласили на телевидение в Рим. Еще пригласили мою жену и Джузеппе Далла Веккья — президента клуба "Савойя". Они рассказывали обо мне, а я играл и пел.
Александр с улыбкой вспоминает съемки на телевидении.
— Встречает нас на римском вокзале крутой лимузин. Около меня все упадают: "Вам будет удобно впереди? Вам будет удобно сзади?". А я себе думаю: сейчас на проходной телестудии будут проверять документы. А в моем же паспорте виза давно просрочена.
В будни мыл посуду в пиццерии
Конкуренты на тебя не "наезжали"?
— С Антонио, который продавал в фуникулере всевозможную мелочь, были хорошие отношения. А вот с югославкой, которая просила милостыню, не сложилось. Женщина кричала на весь фуникулер, что эмигранты достали неаполитанцев. Ко мне пришел чувак такой, — Александр изображает могучую шею и плечи, — начал махать руками. Я посмотрел на него в упор, отодвинул картонную коробку и медленно стал подниматься... Больше он не подходил.
Говорит, три года работал на фуникулере. А потом стал "постеджаторе".
— Это как трубадуры или наши кобзари, — объясняет. — В Италии они играют в ресторанах. Я тоже устроился в два ресторана: "Дзи Торре" ("Дядюшка Сальваторе") и "Аль Сараго".
В 2002-ом о Марченко написала большая газета "Иль Матино" ("Рассвет").
— Дали мое большое фото. А рядом, немного меньше — Энрико Карузо. Он тоже начинал как постеджаторе. Меня назвали "королем постеджаторе". После этого меня выставили с работы в ресторанах. Владельцы сказали, что не хотят войны между постеджаторе. В Неаполе написать, что иностранец "король", — вещь неслыханная.
Александр и Ольга вернулись в Украину.
— Купили квартиру в центре Тернополя. Но деньги быстро закончились, — говорит он. — Через полгода мы вернулись в Италию.
О преступности в Неаполе ходят легенды.
— У моей жены на базаре как-то вырвали сумочку, мобильный кто-то украл из дома. Но наезжать на музыканта в Италии — это ниже плинтуса, — объясняет Александр. — Как-то "паркеджатторе" Рикардо, знакомый парковщиик, предложил вместе продавать бутерброды. Прямо возле стадиона, перед футбольными матчами. Спрашиваю: "А как же с рекетом?". Он говорит: помнишь того мужчину, который в ресторане больше всех тебе дает денег за выступление? Назови его имя — и от тебя отцепятся.
Кого-то из известных людей встречал?
— Микеле Плачидо в 2004-ом приезжал в Неаполь, в ресторане "Дзи Торре" сидел. Наговорил мне кучу приятных слов. В том же году меня сняли в фильме о 12 лучших современных исполнителях неаполитанской песни, — хвалится Марченко. — Я был там единственный иностранец.
1955, 26 августа — Александр Марченко родился во Львове в семье
учителей
1973 — окончил Тернопольское музыкальное училище им. Соломии Крушельницкой
1980 — окончил Львовскую консерваторию, симфоническое дирижирование
1986 — лауреат 4-го Всемирного фестиваля Мира
1985–1991 — работал в Тернопольской и Киевской филармониях
1992–1998 — преподавал историю украинской и мировой культуры в Тернопольском
коммерческом институте
1996 — женился на Ольге Стецюк
1999 — по туристической визе поехал в Италию
2004 — получил разрешение на пребывание; в Италии выпустил компакт-диск "Прима корса" ("Первый рейс")
2005 — в Украине издал сборник стихотворений "Чудеса начинаются засветло"
2006 — выпустил компакт-диск "Повій, вітре"
Комментарии