- Познакомились пять лет тому назад в приюте для бездомных. Игорь был за главного. А я только пришла поселяться. Сразу сдружились. Кто бы мог подумать, что это перерастет в любовь, - рассказывает 46-летняя Светлана Горевая. Два года живет в гражданском браке с Игорем Вальховским. Он на 24 года старше ее.
Светлана с мужем стоят возле Свято-Успенского собора в центре Полтавы. 70-летний Игорь Ильич ежедневно просит здесь милостыню. Он в очках, шляпе и сером пиджаке. Опирается на палочку. Светлана - на лыжную палку. Она в вязаной шапке, поверх кофты накинула жилет. Одежда у обоих старая, чистая. Зимние сапоги - в пыли.
- Утром одеваюсь в чистенькое. Все-таки к людям иду, - говорит мужчина, поправляет шляпу. - Сколько дадут денег - и тому рад. Еще сдаю макулатуру и бутылки. Но это копейки. Несколько лет тому назад работал подсобщиком на ремонте собора. Имел 120 гривен в день. Вот счастливые дни были.
Пара спускается к Белой беседке в 200 м от храма. За ней - крутой обрыв, дальше - опушка с кустами и деревьями. На ней бездомные обустроили себе жилище. Здесь живут два года. На земле - сбитые доски с широкими матрасами. Накрытые старыми шерстяными покрывалами. Между деревьями на веревках сохнут свитера, штаны, белье. Напротив - кирпичная печь, сверху стоит закопченная турка. На невысоком столике - литровые банки с супом и кашей. Еду дают в соборе.
- Свету сначала за дочку воспринял. У меня сын ее возраста, - продолжает Игорь Ильич. - Но постепенно разглядел в ней хозяйку - и накормит, и вещи постирает. Приятно возвращаться домой и знать, что кто-то ждет. Для мужика это очень надо.
Вредный у меня характер, но и она - горячая. Раньше серьезно ревновал. Бывало, попадало ей. Раз с кумами пошла в парк гулять и не сказала. Пришлось проучить - отлупил. Сейчас все спокойнее.
Светлана зажигает дрова в печи, чтобы разогреть обед.
- Люблю варить плов для Игоря. Не всегда есть мясо, заменяю овощной зажаркой. Моя работа - мыть посуду, вещи складывать и спать. А Игорь трудится, - улыбается Светлана. У нее нет нескольких передних зубов. - Нам предлагали жить в социальном центре. Не хотим. Любим природу. В лесу много белочек, приходит кот в гости. А летом - на реку. Это святое. Отдыхаем на пляже, поем песни.
Зимой пара живет в поездах. Ездят по городам области.
- Часто контролеры просят выйти. Тогда отдаем последние деньги на билет. Потому что где же спрячешься? На вокзале долго не перебьешься, - говорит Светлана. - Бесит, когда называют бомжарой. А я - просто отверженная. Недавно бухие мажоры пришли, заставили приседать, смеялись над нами. Полицейские хорошо относятся, не гоняют. Иногда заступаются. Отбили нас от шайки малолеток, которые бросались камнями, петардами, матерились. Не просим любви или понимания, лишь бы не трогали, - женщина вытирает слезы. - Боюсь каждого шороха. От людей одни неприятности. Это еще одна причина, почему прячемся в кустах.
Начинается дождь. Игорь Ильич натягивает между деревьями веревки, цепляет пленку, чтобы спрятаться.
Брат выгнал из квартиры
Родители Светланы Горевой имели две квартиры - одно- и трехкомнатную. Когда умерли, брат выгнал ее. Была замужем. Детей не имеет.
Игорь Ильич родился в Полтаве. 2-летним с родителями выехал в город Вятка Кировской области России. Имеют двух сыновей. Старший живет в Харькове, меньший - в Вятке. С ними иногда созванивается. В 2005-ом приехал в Полтаву. Паспорт потерял. Из-за этого не получает пенсию.
- Самое главное всего для нас - восстановить паспорта. Без бумажки - ты букашка, - добавляет Светлана. - Мой уже доделывают. Помог социальный центр. Если Игорь получит свой - будет иметь пенсию. Тогда поедем в какое-то село, попросим ненужную хату, ремонтик сделаем. Жениться не планируем. В таком возрасте оно уже не нужно.
Комментарии