- Друзья ходили на танцы, а я - на авиамодельный кружок, - говорит 49-летний Аркадий Рогозин из Полтавы. 40 лет занимается авиамоделированием. Делает беспилотники для украинских военных в зоне АТО.
С Аркадием встречаемся в подвале его мастерской в центре города. Модели самолетов обеих мировых войн и беспилотники развешены на стенах и под потолком. Посреди помещения стоит большой деревянный стол. На нем - щетки, клей, металлические детали и микроскоп. Аркадий невысокий, в светло-коричневых джинсах и голубом джемпере. Подметает пол.
- Родился в городе Алма-Ата в Казахстане, - говорит Рогозин. - Мой дядя Сергей был командиром пассажирского лайнера Ил-18. Родители переправляли меня с ним к дедушке и бабушке в Беларусь. Однажды дядя дал посидеть за штурвалом. Я уцепился в него и повторял движения второго пилота. Казалось, что помогаю руководить лайнером, на борту которого 100 человек. Штурвал был на автопилоте. Взрослые смеялись.
Первую свою модель сделал в 4 года. Обточил дощечку об асфальт, вставил в нее соломинку и повесил кусок бумаги. То был кораблик, - смеется Аркадий. - В 1972 году по эскизам журнала "Юный техник" выпилил из дерева "луазик" (советская грузопассажирская легковушка - ГПУ). Из маминых новых штанов сделал тент для машины. Перепало за это сильно.
Ходил на кружок в доме пионеров. Меня все время просили принести справку, в каком я классе. Брали с четвертого. Я учился в третьем. Когда принес справку, преподаватель выставил из кабинета. Сел под дверями. Было досадно, потому что занимался в кружке полтора месяца. Мимо меня шел какой-то мужчина. Расспросил, почему здесь сижу. И вернул меня в класс. То был директор дома пионеров.
В 1980 году Аркадий с родителями переехал в Полтаву.
- В местном дворце пионеров модели делали из сушеной соломы, бумаги, пиляных рей, шпона. У нас преподавал бывший летчик Борис Александрович Ермаков. Этот щупленький дяденька не очень разбирался в авиамоделировании. Нас покорял историями о войне. Тогда летал на ТБ- 3 - огромном самолете, который прозвали "Летучая смерть". Мы представляли, как страшный бомбардировщик светится в небе огнями.
Рогозин показывает небольшой легкий деревянный самолет. Протирает его от пыли.
- Преодолевает 250 километров в час. С таким стал чемпионом Польши по авиамодельному спорту. За это дали паспорт поляка. Но их спортивной федерации первого места было мало - хотели, чтобы я вошел в десятку на чемпионате Европы в Швейцарии. Я согласился. За три дня до начала соревнований был там. Оказалось, что имею лишь временный вид на жительство в Польше. Полетел в Украину. Здесь за сумасшедшие деньги сделал визу в Швейцарию. Опоздал на один день на регистрацию. На чемпионате был зрителем. Сравнил со своими предыдущими результатами - попал бы в первую тройку.
Поссорился с федерацией и поехал в Полтаву с женой Светланой. Поступил в кооперативный институт. Продолжал мастерить самолеты - сначала дома на кухне, потом снял два помещения. В одном до сих пор имею мастерскую по авиамоделированию, в другом - делаем металлопластиковые окна.
Авиамоделированием всегда занимался для души. Но на соревнованиях предлагали за самолеты деньги, - добавляет Аркадий Рогозин. - За границу, в частности в Россию, не продаю их принципиально. Хотя россиянин по национальности. А в Европе пусть свои специалисты ломают голову. Вопросы решаю только с украинцами.
164 тысячи гривен - приблизительно столько стоит изготовление одного беспилотника для зоны АТО. Расходы Аркадию Рогозину возмещает волонтерский фонд.
Комментарии