1 мая у дома N17 в поселке Конча-Заспа под Киевом жена поэта Ивана Драча Мария Михайловна, 63 года, поливает барвинок. Машет рукой.
— Сейчас позову мужа, пусть откроет ворота.
Подходит 72-летний Иван Драч в накинутой на плече серой кофте. Приглашает пройти к нему в каплицу поставить свечу. Втыкаем свечи в песок.
— Каплицу освятил Филарет (глава Украинской православной церкви Киевского патриархата. — "ГПУ"), — говорит Иван Федорович.
Навстречу на велосипеде едет его внук, пяти классник Иван. За ним бежит трехмесячная овчарка Рекс.
— Дед, я нашел гнездо ужей, — хвастается. — Рекс так гавкал!
— Нужно их повыкидывать за двор, — говорит писатель. — Убивать нельзя.
Ведет длинной аллеей. Показывает особняки соседей-писателей.
— Налево дача покойного Павла Загребельного, за ней Юрия Мушкетика, — указывает рукой вдаль. — Еще дальше дом Валерия Смолия, директора Института истории. Об олигархах, которые выкупили дачи у писателей, рассказывать не буду, потому что знаю их лишь в лицо. Сам я купил эту дачу у Савы Головановского, когда громыхнул Чернобыль. В Киеве имеем квартиру на улице Горького. Но в доме держать собаку нельзя.
В деревянной беседке на креслах сложены вещи.
— Пес здесь все погрыз, — разводит руками. — До него у нас был тоже Рекс. Дети купили его на птичьем рынке с первой стипендии сына. Прожил семь лет. А затем мы нашли его на обочине дороги убитого. Как-то я был в Академии пограничных войск, знал, что там красивый питомник щенков. После выступления попросил подарить мне одного. И вот недавно привезли двухмесячного Рекса.
Мария Михайловна хвастается, что на 9 Мая ждет в гости дочку с зятем и внучкой Мартой.
— Наша Марточка как родилась, была такая черная с большими синими глазами. Говорю, что-то подозрительно на японку похожая. Не связано ли это с увлечением Ивана Федоровича японской культурой? В июле внучке будет два года. Марьяна до 35 лет рожать не хотела. Все было некогда: работа, наука.
В доме стоят стеллажи с книжками, на стенах висят картины. Писатель садится на диван.
— В марте две недели был у Крыма. Отдыхал от политики, никакие новости не слушал, перечитывал зарубежную литературу. Прочитал семь журналов и почувствовал, что отстаю. Покойный Павел Загребельный, земля ему пухом, выписывал больше изданий, чем я. Когда ему завидовали, что удается много выдавать, он отвечал: "А кто тебе мешает? Садись и пиши — хотя бы по странице в день. За год будет 365. Вот тебе и роман".
Спрашиваю Драча, много ли пишет теперь.
Дочка до 35 лет рожать не хотела
— Недавно выдал книжку своих стихотворений на русском языке. Публицистикой занимаюсь серьезно. От активной политики три года как отошел. Украинская народная партия превратилась в какой-то комбинат. Вытеснили старших — Павличка, Мовчана, Юхновского, и я тоже ее оставил. В первую десятку набрали бизнесменов, и партия превратилась в дежурный бизнес-проект. Политические амбиции я хочу сосредоточить на отмечании 20-летия Руха. Хотим в сентябре пригласить на конференцию Леха Валенсу, Вацлава Гавела.
Интересуюсь, контактирует ли с президентом Виктором Ющенко.
— В последний раз с ним виделся, когда летали на родину Гоголя. Ющенко взял меня и Жулинского в свой самолет. Я в Гоголево был в 1983. Мы с кинорежиссером Юрием Ткаченком писали там фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки", в котором Янковский играл роль молодого Гоголя. Мне было интересно взглянуть на село через 25 лет. Вот и все мои контакты с Ющенко.
Говорит, что чувствует отход эпохи.
— В прошлом году умер мой брат — танкист Петр Федорович, старший на 10 лет. Еще раньше другой брат — землеустроитель Андрей Федорович. Оба умели рисовать и играли на балалайке. Недавно ездил в Телиженцы, где похоронены родители. Там сохранился дом, за ним присматривают соседи. Когда туда еду, надуваю резиновый челнок и плыву себе плесом.
Невестка Драча Лариса Павловна приносит на стол чашки с кофе и бутерброды. Хозяин вспоминает свою первую учительницу Фросину Федотовну.
— Моя первая любовь. Была красива, имела троих детей. Муж ее погиб на войне. Как-то заказала мне на красном полотнище написать лозунг: "Учиться, учиться и учиться". Я долго выводил эту надпись и мечтал, что когда вырасту, мы с Фросиной Федотовной поженимся, будем воспитывать ее трех детей. Она спрашивает: "Что это ты, Иван, так долго возишься с теми буквами?". А мне хотелось дольше побыть около нее.
На загородной даче Ивана Драча 40 соток земли. В Киев он добирается машиной "шкода". Жена ездит маршрутками Киев–Обухов, чтобы по пути домой приобрести какие-нибудь вещи в подземном переходе.
Комментарии