понедельник, 05 марта 2018 10:00

"Сажать коррупционеров нет смысла. Надо, чтобы наказание было альтернативное" - замминистра
6

Над проектом реформы пенитенциарной системы работали почти год. Есть много проблем - старые здания, недофинансирование, переквалификация кадров, низкие зарплаты сотрудников. Поставили диагноз системе. Разобрали, какие нужны ресурсы - временные, человеческие, финансовые и начали работу, - говорит заместитель министра юстиции Денис Чернышов, 43 года.

Об этапах реформирования пенитенциарной системы и ее главные задачи рассказывает в интервью Gazeta.ua.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Со времен независимости Украины в пенитенциарной системе ничего не менялось, отмечает заместитель министра юстиции Денис Чернышев
Со времен независимости Украины в пенитенциарной системе ничего не менялось, отмечает заместитель министра юстиции Денис Чернышев

Со времен независимости Украины в пенитенциарной системе ничего не менялось. Она и сейчас в Советском Союзе. А в некоторых направлениях еще с царских времен или Австро-Венгрии не поехали. Поэтому вся система нуждается в коренных изменениях,- говорит Денис Викторович.

Одной из главных задач реформы называли возвращения человека в общество, находящееся за решеткой.

Мы движемся к тому, чтобы пенитенциарная система выполняла свою миссию, которая заложена в цивилизованном мире. Должны отойти от изоляции и функции исполнения наказаний. Главное - это ресоциализация и условия содержания лиц, которые не унижают их достоинство и предупреждают рецидив. Мы идем к тому, что человек должен выходить из тюрьмы нормальным, здоровым физически и морально.

Должны отойти от изоляции и функции исполнения наказаний. Главное - это ресоциализация и условия содержания лиц, которые не унижают их достоинство и предупреждают рецидив

Что именно для этого надо?

Это системная и кропотливая работа. Человек должен признать свое преступление. Дать ему возможность понимания, что можно жить, не вступая в конфликт с законом. Получить образование и профессию. У нас есть подписанные меморандумы с Министерством социальной политики и службой занятости.

Как обязать предприятия брать на работу бывших заключенных? Помочь решить жилищный вопрос тем, кто его не имеет.

Был случай в Одессе. О нем рассказал руководитель комиссии по условно-досрочному освобождению. Мужчина 50 лет, поведение - пять с плюсом. Кандидат на досрочное освобождение номер один. Сказали ему об этом, а он начал плакать. Думали, от счастья. А он просится: "Не отпускайте, мне некуда идти. Родственников не имею, на работу не возьмут". Общество должно меняться с обеих сторон. Чтобы на прежних заключенных не видели только клеймо на лбу: виновен. Работаем над созданием специальных реабилитационных центров, где будут оказывать психологическую помощь и с трудоустройством. К примеру, по людям с инвалидностью есть закон, который обязывает определенный процент от общего количества работающих, трудоустраивать. В отношении бывших заключенных такого закона нет. В мировой практике это тоже отсутствует, но есть социальный долг.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Несколько лет назад в Украине было 120 тысяч заключенных, сейчас - 57 тысяч, отмечает заместитель министра юстиции Денис Чернышев
Несколько лет назад в Украине было 120 тысяч заключенных, сейчас - 57 тысяч, отмечает заместитель министра юстиции Денис Чернышев

Реформа затронула кадровый вопрос?

Нельзя просто взять и поменять всех. Для того, чтобы человек получил образование - необходимо 4 года обучения. Плюс 2-3 года поработать в системе, чтобы получить опыт. Исходя из того, что меняем нормативно-правовую базу, кадры надо перевоспитывать. Повышение заработной платы не изменит качества работы. Для руководителей учреждений и работников среднего звена провели более 20 учебных курсов по тюремному менеджменту, динамичной безопасности. Должны направлять их в другое русло.

Сколько денег в идеале нужно пенитенциарной системе в год?

Это астрономические суммы. У нас более 57 тысяч заключенных. Из них 19 тысяч - в СИЗО. По европейским стандартам, только при расчете стоимости строительства следственного изолятора на одного заключенного нужно 10 тысяч долларов. Если в киевском СИЗО содержится 2500 человек, то приблизительная стоимость составит 25 миллионов долларов. Мы распланировали бюджетный план на три года. Расписали расходы, куда входят также инженерные сооружения, средства защиты. Но таких средств государство нам не выделит. Наши заключенные обращаются к европейским судам по правам человека с жалобами на условия пребывания и выигрывают их. Украина выплачивает им колоссальные компенсации. Говорю, посчитайте, что будет дешевле: построить новые помещения, сделать нормальные условия, и это останется в собственности страны или платить компенсации.

Наши заключенные обращаются к европейским судам по правам человека с жалобами на условия пребывания и выигрывают их

На кого ориентируетесь в реформировании пенитенциарной службы? В каких стран, что должны перенять?

- Самые лучшие условия содержания заключенных в Норвегии. Нам к тому далеко. Они все строили в свои реалиях финансирования и законодательства. Берем за пример Эстонию, с которой входили в Советский Союз. Мы с ними имели одинаковые законы, были гражданами одной страны, но они настолько оторвались! Давно прошли путь, которым мы только сейчас идем. Консультируемся с ними, куда и на каком этапе должны двигаться дальше. Но не все можем применить. Должны приспосабливаться к нашему законодательству, состоянию экономики. К примеру, наибольшую зарплату - в 4 тысячи евро, в эстонской тюрьме получает тюремный психиатр. У нас этого не поймут.

Полгода идет процесс консервации колоний. Как действует этот механизм? Что дальше с заключенными, работниками?

Происходит не консервация, а оптимизация. Потому что есть разные варианты. Некоторые учреждения будут законсервированы, а некоторые перепрофилированы. Несколько лет назад у нас было 120 тысяч заключенных, сейчас - 57 тысяч. При этом количество учреждений осталось прежним. Были такие гротески, когда 35 заключенных охраняли 135 работников. Тогда, как плановое наполнение учреждения - 800. Но мы освещаем весь периметр, отапливает помещение. Это неэкономично для бюджета. Поэтому приняли решение по оптимизации учреждений. Смотрим, например, что в двух колониях одинаковое соотношение. Тогда заключенных переводим в лучшую. Хужую - закрываем. Оставляем там определенное количество персонала- до 25 человек, которые будут поддерживать ее состояние. Вдруг надо будет расконсервировать.
В прошлом году 13 учреждений попали в этот список. Две - передаем Министерству обороны. На тех территориях у них не было, где размещать свои базы. В данных случаях ставили условие, чтобы максимально сохранили персонал.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Денис Чернышев: "В обществе, как говорится," прицел сбился ". И звание коррупционера еще надо заслужить"
Денис Чернышев: "В обществе, как говорится," прицел сбился ". И звание коррупционера еще надо заслужить"

В обществе есть запрос на борьбу с коррупцией. По мнению части граждан, экспертов - надо начать сажать в тюрьму чиновников. Где будут проходить наказания чиновников высоких уровней?

В обществе, как говорится, "прицел сбился". И звание коррупционера еще надо заслужить, как "вора в законе". Коррупция - это сочетание власти с бизнесом. Когда принимают законы под свой бизнес, от которых можно получить преимущества. Сажать коррупционеров такого уровня - нет смысла. Например, у нас сидел Виктор Лозинский (экс-нардеп должен был отсидеть 15 лет за убийство крестьянина Валерия Олейника. Наказание отбывал в Бориспольской колонии. За решеткой пробыл 4 года и 36 дней. - Gazeta.ua). Известно, что устроил себе камеру с удобствами. Реального дискомфорта от своего заключения не получил. Надо, чтобы наказание было альтернативное - надеть на коррупционера браслет. Отправить на работу в тубдиспансер, дом престарелых, реабилитационные центры для атовцев. Пусть работает, выносит "утки". Должен видеть, кого предал. Лишать свободы следует социально опасных людей.

Общественных объединений по защите прав заключенных - десятки. По защите прав жертв - ноль

О пытках над заключенными заявляла уполномоченная по правам человека Валерия Лутковская. Предоставляла фото-доказательства издевательств в Одесском СИЗО после убийства сотрудницы. Как решаете эту проблему?

Мы не являемся в этом процессе судьями, которые имеют право выносить решения. У нас есть международная организация "Красный крест" и Европейский комитет противодействия пыткам, на чьи выводы можем опираться.
После того, что произошло в одесском СИЗО, я сразу встречался с заключенными (в Одесском следственном изоляторе 39-летний арестант убил и расчленил инспектора дневной смены в августе прошлого года. После этого случая Уполномоченная Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская заявила о фактах жестокого обращения с заключенными. Показала снимок арестанта со следами от дубинок на спине. - Gazeta.ua). Ни одного заявления о пытках от арестантов нет. Попросил, чтобы "Красный крест" туда поехал. Так, превышение во время обысков были. Но превышение и пытки - это не одно и то же.
В Одесском СИЗО мы провели служебное расследование. До десяти человек уволили. Кого с работы. Кого вообще со службы. Закрывать глаза и говорить, что там ничего не произошло, не будем. Иногда, все же, баланс мы не выдерживаем. Более заботимся и говорим о правах заключенных. А правами сотрудников что-то никто не занимается. Общественных объединений по защите прав заключенных - десятки. По защите прав жертв - ноль.

Какие меры приняты по защите работников колонии?

За время, пока ведется учет, 800 работников заболели туберкулезом. За прошлый год зафиксированных нападений на сотрудников - 80. Закладываем в законопроект, что эта работа сверхрисковая. Работникам необходимо предоставить социальные гарантии, льготы, достойное пенсионное обеспечение.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Денис Чернышев: "Работаем над созданием специальных реабилитационных центров для бывших заключенных"
Денис Чернышев: "Работаем над созданием специальных реабилитационных центров для бывших заключенных"

В харьковских колониях развито производство, у них другой быт, узники получают по 5-6 тысяч гривен в месяц. Как им это удалось организовать?

Это большая работа менеджерская. Надо бегать и искать заказы. Они нашли с местной властью взаимопонимание. Плитку, ковку, мусорные баки делали в харьковских колониях. Многие шьют для вооруженных сил, Нацгвардии.
В прошлом году нам правительство поставило условия, чтобы подписывали трудовые договоры с заключенными. Вроде, - класс! Все правильно. Но есть два пункта, необходимые для этого - паспорт гражданина Украины и идентификационный код. Во многих их нет. Мы сразу рубильник вниз - не работаем. При том, что голосовать за депутатов Верховной Рады - без паспорта и кода - можно. По учетной карточке. А работать - нет. Поэтому мы напряглись, подписали меморандумы с государственными институтами, ответственными за эти процессы, чтобы осужденные получали паспорта и идентификационные номера. Многие получили ІD-карты. Но несмотря на эту работу, у нас полностью выпали иностранные граждане и лица без гражданства. Ведь без упомянутых документов работать они не могут.

Правительство поставило условия, чтобы подписывали трудовые договоры с заключенными

Что предусматривает трудовой договор для заключенных?

Он такой же, как для всех. Там есть отпуск, больничный, отгул, прогул. Я прихожу к своим коллегам в Правительстве и спрашиваю: вы могли подумать, что у нас есть прослойка общества, для которого это не подходит. Все же послали наши предприятия на тендеры Прозорро. И во многих случаях мы проигрываем. А если трудовой договор заключен, то, пожалуйста, 3723 положи (размер минимальной заработной платы. - Gazeta.ua). Социальный взнос - заплати государству. Если предприятие не зарабатывает, то оно становится убыточным. Некоторым нашим директорам, которые не способны найти на месте контракты на производство, лучше, чтобы оно вообще не работало.
Мы говорим: дайте нам государственный заказ. Нам надо не прибыль. Наша цель - ресоциализация заключенных в виде привлечения к труду.

Почему эту идею не поддерживают?

У нас же все бизнесмены. Надо, чтобы кто-то "проталкивал" эти контракты. Нет лоббистов с нашей стороны.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Работникам необходимо предоставить социальные гарантии, льготы, достойное пенсионное обеспечение, говорит замминистра юстиции
Работникам необходимо предоставить социальные гарантии, льготы, достойное пенсионное обеспечение, говорит замминистра юстиции

Исполняющая обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун предлагала, чтобы пенитенциарная медицина перешла в подчинение Минздрава. Вы выступили против.

Медицину планируем отделить от руководства колоний. Выведем из подчинения. Создано отдельное государственное учреждение - Центр охраны здоровья пенитенциарной системы. Медиков розатестируем, поскольку качество медицинских услуг от погон не зависит. А дальше Правительство может принять решение передать это учреждение в ведение Министерства здоровья. Но есть много нюансов. Недаром из 47 стран, входящих в Совет Европы, только в семи пенитенциарная медицина входит в состав Минздрава.

Сейчас вы читаете новость «"Сажать коррупционеров нет смысла. Надо, чтобы наказание было альтернативное" - замминистра». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть