понедельник, 05 февраля 2007 20:25

Мичман Северного флота газифицировал родительское село

Автор: фото: Кристина ШЕВЧУК-СТАРЕЦКАЯ
  Семья Келебанов в родительском дворе в селе Годыни Мостиского района Львовской области
Семья Келебанов в родительском дворе в селе Годыни Мостиского района Львовской области

После отставки бывший мичман Северного флота Бронислав Клебан, 62 года, захотел помочь своим землякам обустроить родное село. Сначала взялся провести газ. Собрал средства, организовал людей. И все удалось. Потом занялся телефонизацией. Построил с односельчанами дом для АТС.

В село Годыни Мостиского района на Львовщине удобно ехать электричкой "Львов–Шегини". Туда от станции "Мостиска I" 20 мин. пешком. 320 небольших домов растянулись вдоль узкой улицы.

Сельского председателя Ивана Шийку, 50 лет, застала на рабочем месте. Он предложил сразу идти к Брониславу Клебану.

— Сегодня пятница. После обеда Бронислав пойдет на электричку, — говорит, надевая куртку и фуражку. — С женой Александрой каждые выходные во Львов ездит. Там живут его сыновья. Клебан, как настоящий военный — всегда в движении, не может сидеть без дела. Его жена, русская, чрезвычайно добрая женщина. Это она подговорила мужа помогать селу. Я слышал, как Александра говорила: " Бронек, ты всю жизнь отдал флоту, теперь сделай что-то для села".

Идем по улице. За оградами из железа старые запущенные дома.

— В селе продается более десяти таких домов, — говорит председатель. — В этом году несколько купили жители соседних сел, где нет газа. Будут ставить новые на месте ра звалюх.

Небольшой одноэтажный каменный дом Клебанов огражден деревянным забором. Открывает двери стройный седой мужчина.

— Это и есть наш хозяин, — говорит Шийка.

Бронислав Клебан приглашает в дом.

— Санечка, — зовет жену, — иди, расскажешь, как ты со мной мучаешься, — смеется.

Садимся за стол в маленькой комнате. Жена Александра, 62 года, приносит чай и печенье.

— Знаете, я очень рада, что Бронек помогает селу, — Александра хорошо говорит на украинском. — Только прошу его немного отдохнуть. Потому что когда за газ воевал, по ночам спать не мог — думал, как можно сэкономить. Даже похудел.

Знаете, я тогда в азарт вошел

Клебан 21 год прослужил на Северном флоте. Жил в Североморске, где и женился на воспитательнице Александре. В 1983-м после демобилизации получил квартиру во Львове, куда и переехал вместе с семьей.

22 года работал оператором на "Львовтеплоэнерго".

— Мы каждую неделю с детьми приезжали в Годыни к родителям, — рассказывает он. — А в последнее время почти постоянно в селе. Отец в прошлом году умер, как раз в день выборов, а мама с нами живет.

Иван Шийка говорит, что семью Клебанов в селе уважают. Когда Бронислав в 2002-м баллотировался в депутаты районного совета, за него проголосовало почти 70% избирателей.

— Обычному человеку тяжело достучаться в чиновничьи двери, — рассказывает Клебан. — Поэтому я и направился в депутаты. Знаете, надоело слушать людей, которые каждый раз, рвавшись к власти, обещали золотые горы и ничего не делали.

Мужчина достает из ящика лист бумаги с расписанной хронологией газификации села.

— Вот видите, — показывает на первую запись, — в начале августа мы создали газовый комитет. Через месяц собрали 79 тысяч — каждый двор сдал по 1100 гривен. У кого не было денег — продавал скот.

Тогда Клебан еще работал, поэтому взял три отпуска за свой счет.

— Мы немного схитрили, — вспоминает мичман. — Напрямую работали с газовым управлением, а руководство района ничего об этом не знало. Перед выборами железная дорога выделила 25 тысяч гривен на проектную документацию, а на средства крестьян мы протянули 1800 метров газопровода из соседних Рудников. Вместе с тремя бригадами газовико в копали траншеи. По очереди готовили обеды. За неделю закопали трубу и полностью рассчитались с газовой конторой.

Потом Бронислав пришел к тогдашнему председателю Мостиской райадминистрации Роману Фольтовичу.

— Председатель удивился. Начал вызванивать главного инженера из газового управления, — вспоминает мичман. — А когда убедился, что я говорю правду, пожал руку и сказал: "Всем буду говорить, чтобы брали пример с годинце в".

Клебан добился, чтобы на газификацию Годыни Львовская ОГА выделила 25 тыс. грн, "Укрнафтогазвидобування" — 50 тыс. Еще 270 тыс. собрали с крестьян.

— Уже на Покрова мы зажгли газ, — рассказывает мужчина. — Провели практически за три месяца.

— А через год имели новую телефонную линию, — добавляет Иван Шийка. — И тоже благодаря Клебану. Он собрал с крестьян по 900 гривен и вместе с ними построил помещение для телефонной станции. Потом пошел в "Укртелеком". Когда их представитель увидел здание, построенное по евростандартам, сразу дал "добро" на подключение.

— Знаете, я тогда в азарт вошел, — улыбается Бронислав. — В нашем селе была станция на 100 номеров. Люди годами писали заявления, чтобы открыли новую.

Бронислав Брониславович говорит: почти в каждом доме в Годыни теперь есть газ и теплая вода.

— В депутаты еще пойдете? — спрашиваю.

— Нет, я уже отстал от того ровера, — смеется. — Что задумал сделать для людей — сделал. Теперь пусть молодые работают.

Отца Бронислава судили как "польского шпиона"

Бронислав Клебан родился в Омской области России. Его отца, поляка по национальности, вывезли в Сибирь в 1940-м — обвинили в шпионаже. После двух лет тюрьмы он устроился строителем в Омске. Женился на местной жительницей Елене, которая родила ему двоих сыновей — Анатолия и Бронислава.
- Отец дал мне свое имя, — рассказывает Клебан. — Его как раз на войну забирали — думал, что не вернется. Папа воевал в Польше, а когда война закончилась, поехал за нами. В селе тогда упо вцы хозяйничали. Говорили, что придут посмотреть на маленьких " москальчат". Мама очень переживала, а они нам конфеты принесли.

Сейчас вы читаете новость «Мичман Северного флота газифицировал родительское село». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть