Ексклюзивы
воскресенье, 03 июля 2022 18:20

Как организовать досуг ребенка во время войны, чтобы он чувствовал вашу заботу: советы психолога

Уже более трети года украинцы находятся в сплошном стрессе из-за войны. Взрослые часто не справляются с отрицательными эмоциями и, соответственно, не обладают достаточно внутренним ресурсом, чтобы уделять должное внимание воспитанию детей. Тревожность родителей и нехватка общего досуга отражается на психологическом состоянии малышей. Те капризничают, впадают в истерики. Ситуацию усугубляет и то, что летом не работают садики и досугом ребенка полностью занимаются родители.

Gazeta.ua расспросила психолога Елену Гержений, как родителям правильно организовать досуг детей, чтобы те чувствовали заботу самых близких людей. Какой должна быть нагрузка летом и стоит ли отдавать малышей в разные кружки и секции. Где взрослым брать внутренние ресурсы, чтобы иметь силы смотреть за детьми, и как вовремя распознать тревожные сигналы, если дети часто играют в войну.

У родителей сейчас недостаточно внутреннего ресурса, чтобы много внимания уделять детям. Чем грозит такая нехватка заботы?

Сейчас это острая проблема, когда мы сами не способны справиться с эмоциями, куда нам еще кому помогать. Очень важно заботиться о себе. Не забывать принцип – счастливая мама – счастливые дети. Это может быть забота в домашних условиях – попить чаю, полежать в теплой ванне, побыть наедине. Можно попробовать заняться медитацией, спортом, каким-нибудь хобби для души. Если чувствуете, что не справляетесь – обращайтесь к специалистам. Сейчас есть много бесплатной психологической помощи. Не пренебрегайте этой возможностью. Эти проблемы никуда не деваются, но эмоциональное состояние меняется после терапии и становится легче. Человек наполняется ресурсом, и уже от этого хочется жить и творить. Не стесняйтесь просить о помощи, если видите, что собственными силами не справляетесь.

Если чувствуете, что не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Сейчас есть много бесплатной психологической помощи. Не пренебрегайте этой возможностью

У многих включается чувство вины, если в более или менее безопасной среде находятся. Возникают мысли – как я могу пойти в бассейн, если люди где-то погибают. Это разрушительные чувства. Никому не будет лучше, если будете в депрессняке, с немытой головой. По возможности обратитесь к специалисту. Потому что забота о себе – в первую очередь, тогда можем помогать ребенку.

Автор: Из личного архива
  Елена Гержений – психологиня, гештальт-консультантка. Родилась в 1983 году в Корюковке в Черниговской области. Окончила Черниговский государственный педагогический университет им. Тараса Шевченко по специальности "Психология". Работает практическим психологом Свалявской ООШ І-ІІІ ст. Елена имеет более 15 лет психологической практики. Сейчас волонтерит в психологически-тренинговом Центре "Дерево жизни", где оказывает помощь переселенцам.
Елена Гержений – психологиня, гештальт-консультантка. Родилась в 1983 году в Корюковке в Черниговской области. Окончила Черниговский государственный педагогический университет им. Тараса Шевченко по специальности "Психология". Работает практическим психологом Свалявской ООШ І-ІІІ ст. Елена имеет более 15 лет психологической практики. Сейчас волонтерит в психологически-тренинговом Центре "Дерево жизни", где оказывает помощь переселенцам.

Как правильно организовать досуг ребенка летом?

Сейчас есть много развивающих игр, компьютеры, всевозможные новомодные предметы в школе. И может показаться, что это снимает с родителей ответственность за правильную организацию досуга. Однако за отдых отвечают именно родители. И чтобы ребенок чувствовал любовь родителей, им необходимо хотя бы один, а лучше два часа в день проводить с детьми. Когда вместе играют, слушают песни, готовят, даже смотрят телевизор, дети чувствуют всеобъемлющую любовь. Это объединяет на незаметном уровне. И положительно сказывается на укреплении внутрисемейных отношений. И на построении взаимопонимания между двумя поколениями. Как только родители находят достаточное количество времени для своих детей, отсюда и начинается правильная организация детского досуга.

Чем занять ребенка, чтобы ему было интересно и эти активности приносили пользу?

Ребенок, все время находящийся за экраном компьютера или телефона, не показатель того, что он домашний. Это указывает на то, что у родителей недостаточно времени. Попытайтесь заинтересовать детей чем-то. Правильная организация досуга предполагает полное согласие ребенка с вашими предложениями. Не то, что навязывают родители и считают полезным и правильным, а то, что выбирает ребенок. Надо всегда прислушиваться к нему. Это первостепенная истина, которая позволит не только грамотно организовать досуг, но и добиться взаимопонимания в семье.

Правильная организация досуга предусматривает полное согласие ребенка с вашими предложениями

Важно адаптировать развлечения к возрасту и полу ребенка. Уже с детства у детей разные предпочтения. Но если девочка интересуется машинками, это тоже хорошо. Или мальчик интересуется колясками и куклами – это неплохо, потому что он будущий отец.

Кто-то предпочитает творчество, а кто-то активные игры и им скучно просто сидеть и рисовать. Это зависит от темперамента ребенка. Помните, что вы выбираете развлечения для ребенка, а не для себя. Но важно, чтобы они были интересны и вам. Сейчас много развивалок – от пазлов до творческих наборов, бисероплетения, вышивки. Есть семейные игры с кубиками или карточками.

Часто летом нарушается привычный режим дня, не вредит ли это ребенку?

Летом важно соблюдать распорядок, как в садике. Не пропускать дневной сон, иметь определенные часы для игр и обучения. Это делается для того, чтобы когда ребенок вернется в садик, ему будет легче адаптироваться.

С какого возраста следует отдавать ребенка на кружки и секции?

До трех лет ребенка не желательно нагружать какими-то дополнительными занятиями, потому что нервная система еще формируется, ее важно развивать, но желательно делать акцент на занятиях в кругу семьи и обязательно в игровой форме.

Маленьким детям важно развивать двигательную активность, то есть большую моторику. Это развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц, суставов, развитие гибкости. Это хорошо влияет как на физическое развитие, так и на речевые навыки, интеллект. Помогает ребенку адаптироваться к социуму. Для развития подходят спортивные игры, секции – физкультура, плавание, гимнастика, ролики. Главное, чтобы это был нетравматичный вид спорта. Например, просто игра с мячом, когда ребенок его ловит, отбивает, подходит. Это, казалось бы, элементарные манипуляции, но во время такой игры формируется большое количество нейронных связей в головном мозге. И это способствует дальнейшему интеллектуальному развитию ребенка.

Когда у ребенка хорошо развита крупная моторика, то он уверенно чувствует себя среди сверстников и хорошо овладевает навыками мелкой моторики в дальнейшем

Кроме того, когда у ребенка хорошо развита крупная моторика, то он уверенно чувствует себя среди сверстников и хорошо овладевает навыками мелкой моторики в дальнейшем. Для этого тоже можно организовывать дома игры с лего, конструкторами, лепкой, рисованием – все, что укрепляет детские пальчики. Оно развивает головной мозг, речевые навыки, улучшается мелкая моторика и дальше будет каллиграфическое письмо.

По прошествии трех лет можно отдавать ребенка на кружки, секции. Их плюс в том, что родители не всегда могут заметить особенности развития малыша, а когда он занимается вне дома, то специалисты могут обратить внимание на особенности ребенка.

Как родителям отследить предпочтения ребенка?

Общаясь с ребенком, вы можете не сразу понять его предпочтения. К 7 годам у детей еще не сформированы стойкие интересы и родителям нужно это понимать. Потому что часто сталкиваются с тем, что ребенок занимается во многих секциях и кружках, но все бросает, потому что ему неинтересно. Это нормально. Иногда и взрослые ищут себя всю жизнь, поэтому следует разрешать поиск собственных интересов, со временем они сформируются.

Не стоит воплощать в детях свои нереализованные мечты и отдавать ребенка на кружок, который нравится вам. Нужно присматриваться, прислушиваться, направлять ребенка, интересоваться его мнением. Важно не требовать слишком много и ни в коем случае не сравнивать с другими. Например, чей-то ребенок в раннем возрасте уже читает и родители под впечатлением этого начинают давить: "Вот смотри, Маша уже читает по слогам, а ты еще букв не знаешь". И требуют от нее того же. Этого не стоит делать. Во-первых, каждый ребенок развивается по-своему, а во-вторых – это занижает самооценку ребенка. А в третьих – это вообще может отразить интерес к обучению и познанию в дальнейшем.

Важно наблюдать, как ребенок себя ведет, как себя чувствует после занятий, мониторить его эмоциональное состояние — оно может о многом рассказать, нравится ли ему занятие

Ближе к 7 годам, когда нервная система сформирована, можно вводить дополнительные занятия, кружки и секции, но желательно, чтобы их было не больше двух – трех раз в неделю. Важно наблюдать, как ребенок себя ведет, как себя чувствует после занятий, мониторить его эмоциональное состояние – оно может о многом рассказать, нравится ли ему занятие, комфортно ли ему или наоборот.

Кружки полезны и тем, что ребенок может получить опыт социализации, общения с другими детьми, и конечно, впечатление. Это важный опыт развития личности. И это оказывает большое влияние на ее становление и общение с другими.

Как много кружков нужно, чтобы полноценно развивать ребенка?

Рекомендуют выбрать одно основное занятие, которое нравится ребенку. Затем развивать понемногу в других направлениях. Не пытайтесь воспитать его чемпионом в каждой деятельности. К сожалению, это тоже встречается. Родители хотят, чтобы за что бы ребенка ни брался, он на 12 баллов это все выполнял.

Важно не перебарщивать с кружками и секциями или домашним обучением, давать возможность отдохнуть. Ибо если перегрузите в раннем возрасте, то в будущем у ребенка вообще может исчезнуть мотивация к обучению и в целом к ​​познанию. Нужно чередовать обучение с отдыхом. Ребенку важно иметь свое свободное время, когда он может делать то, что хочет. Необходимо соблюдать режим дня. Занятия не должны нарушать режим сна и питания.

Не забывайте о трудовой деятельности, привлекайте детей к домашним делам

Самый главный принцип, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий. Не забывайте о трудовой деятельности, привлекайте детей к домашним делам. Пусть помогают и делают то, что они в состоянии делать в своем возрасте. Это поможет и им понять ценность человеческого труда и облегчит вашу жизнь. Главное в процессе не критиковать, подбадривать, поощрять и хвалить за проделанное. То есть, поддерживать эту мотивацию. Даже если ребенок что-то плохо сделал, то найдите что-то такое, за что можно похвалить, чтобы он хотел это дальше делать.

Если хотите, чтобы малыш стал креативным, увлеченным, станьте для него примером. Если дети будут видеть ваш интерес к изучению чего-то нового – будут иметь впечатление, что жизнь полна радости от постановки, а затем достижения интересных целей. Будьте вдохновляющими родителями, и тогда и ребенок будет заряжаться вашей энергией и будет равняться на вас.

Как правильно объединить обучение и развлечения?

Дошкольник еще не умеет концентрировать внимание, поэтому максимум для него 10–15 минут в день следует отводить для обучения. Но главное это делать в игровой форме. А не как урок в школе, потому что это менее эффективно. Можно прогуливаясь показывать букву на вывеске и напоминать, когда ее учили. Или через ассоциации – бублик похож на букву "о". То есть по времени можно растягивать это обучение. Дети младшего школьного возраста могут удерживать внимание 30–35 минут. Подростки – еще больше.

Детям летом нужно давать больше времени отдыхать, потому что за учебный год нервная система и вообще организм истощается. Отдыха должно быть больше, но не забывать о чтении или занятиях по математике. Договоритесь, например, о часе обучения на день. И обязательно объясните ребенку, зачем он это делает. Если он не понимает этого, тогда и не возникает желания учиться.

Сколько времени ребенок может проводить за компьютерными играми? С какого возраста их следует разрешать?

Я бы вообще не разрешала их, но это нереально. И полностью запретить – утопическая идея, которая может быть даже травматичной. Мир идет вперед и дети должны знать об этом прогрессе. Маленьким детям можно 10–15 минут в день быть перед компьютером, но мало кто придерживается таких рекомендаций. Можно разрешить до часа, но с перерывами. Потому что детский мозг еще не готов воспринимать то количество поступающей информации. Особенно если на гаджете нет родительского контроля там всплывает все поневоле. Часто замечаю, что маленький ребенок посидит за телефоном или компьютером, становится нервным и агрессивным. Даже если смотрит мультики, нервная система переутомляется.

Часто замечаю, что маленький ребенок посидит с телефоном или за компьютером, становится нервным и агрессивным

Старшим детям можно до двух часов максимум в день, но с перерывами. Для подростков больше, но их сложно контролировать. Важно много времени проводить с ребенком, особенно, когда он маленький, потому что родители для него еще авторитет. Тогда в подростковом возрасте будет лучше контакт и родителям будет легче пережить подростковый кризис.

Многие игры имеют жестокие сюжеты, могут ли они повлиять на поведение ребенка?

Да, и это нужно осознавать родителям. Это постоянное зомбирование. Может быть смещение понятий, смешение вымысла и реальности. Когда ребенок постоянно сидит в компьютерных играх, где есть кровь, война и так далее, нервная система со временем воспринимает это как вымысел и возможно смещение этой реальности. Ребенок, выходя в реальный мир, не понимает – это реальность или вымысел. Поэтому эти подростковые насилия, издевательства над более слабыми и животными – все из этого вытекает. Важно контролировать, какой контент ваш ребенок смотрит и какие игры играет.

Дети сейчас часто играют в войну. С точки зрения психологии – это нормально? Есть ли определенные тревожные моменты, на которые следует обратить внимание?

Воспроизведение такой агрессии и высвобождение негативных эмоций полезно детям. Даже если родителям кажется, что дети ничего не понимают, ничего не слышат, или родители думают, что ребенок не переживает, а на самом деле – водоворот эмоций происходит в детских душах. Даже, если мама улыбается, а внутри у нее огромная тревожность, или страх или переживание, то ребенок это считывает на эмоциональном уровне и может не понимать почему так. Этот дисбаланс между тем, что мама говорит и тем, что ребенок чувствует, как маме сейчас, тоже накладывает свой отпечаток на детскую психику. Если ребенок в игре представляет москаля и выливает свои отрицательные эмоции, ударяя подушку, это хорошо. Он так выплескивает свою агрессию. Если он начинает бить других детей, родителей, то это значит, что у него слишком много этих эмоций и он с ними не справляется. Это перерастает в жестокость. Тогда лучше обратиться к специалисту, чтобы проработать эти негативные эмоции, страхи, тревожность.

Маленькие дети часто устраивают истерики, капризничают – на это тоже следует обратить внимание. Ребенок не справляется с эмоциями. Это может выливаться в саморазрушение, ребенок может бить себя, биться о стенку. Это уже острые формы, когда нужно обратиться к специалисту.

Раньше было принято отдавать детей в село на лето к бабушке. Не является ли это продолжительной разлукой с родителями? Как это может повлиять на отношения между родителями и ребенком в дальнейшем?

Всё зависит от ребенка. Есть такие, которые с радостью идут на контакт, ездят в лагеря, получают удовольствие от этого, потому что находят друзей и им комфортно. Они заряжаются энергией, позитивом. Есть дети, которым наоборот некомфортно. Они не любят скопления людей, им лучше наедине или дома. Тогда отправление куда-то на лето подальше от родителей может быть немного травматичным. Еще важно, насколько близки отношения с бабушкой и дедушкой, как часто они общаются. Надо смотреть на состояние ребенка, чтобы понимать будет ли получать удовольствие или каждый вечер будет плакать, чтобы его забрали домой. Всё индивидуально. Следует смотреть на темперамент и особенности ребенка.

Сейчас вы читаете новость «Как организовать досуг ребенка во время войны, чтобы он чувствовал вашу заботу: советы психолога». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть