Киевских бездомных и рабочих-отходников, которым посчастливилось пережить трескучие морозы в доме социальной опеки на ул. Суздальской, 4/6, наверное, можно назвать счастливчиками.
Дом открылся 1 января. Для всех места не хватило, поэтому вчера в складских помещениях дополнительно обустроили 16 спальных мест. Если морозы будут продолжаться, кровати будут ставить в коридорах и на кухне.
— В сильные морозы мы никому не отказали в ночевке, — говорит Николай Пиковый, 63 года, директор дома.
Сейчас в доме — 111 бездомных и заробитчан. В помещении тепло, нет никаких неприятных запахов.
45-летняя Лидия Степура приехала в Киев после того, как потеряла родительский дом на Черниговщине. Лидия жила в селе Котов Козелецкого района, пока зажиточный сосед, как утверждает женщина, не сжег ее дом, чтобы занять землю. С тех пор она бродит по миру. Дочку-семиклассницу отдала в центр "Детский мир", а сама вместе с 19-летним сыном Николаем приехала в сентябре в столицу. Сначала было хорошо — сын работал подсобным рабочим на строительстве. Потом из-за морозов потерял работу — строительство закрыли. Жить было негде.
Среди тех, кто живет в доме, большинство — работяги из провинции
— Тяжелее всего и страшнее всего стало, когда влупили морозы, — вспоминает женщина. — Мы ночевали на вокзалах. Думали, замерзнем.
Другая женщина живет в доме опеки неделю. Стала бездомной после того, как ее бестолковая мать продала частный дом на Черкащине, а деньги пропила. В Киеве женщина уже семь лет — собирает бутылки, макулатуру, сидит под церковью на паперти. Еду искала в "супермаркетах". Так бомжи называют мусорные баки. Радуется, что пережила морозы. Вспоминает, как когда-то милиция выгнала с Дарницкого вокзала бездомного, а через два часа его нашли неподалеку мертвого — замерз. Бомжа затянули в помещение, чем-то накрыли и вызвали "труповозку".
Среди живущих сейчас в доме социальной опеки большинство — обычные работяги из провинции, приехавшие в Киев в поисках работы. Здесь они оказались без дома, один на один со страшными морозами, говорит директор Николай Пиковый.
Каждому живущему в доме опеки городской бюджет выделяет на питание по 2 грн. Кормят один раз в сутки — вечером. В меню, как правило, каша, консервы, чай.
— Сегодня готовим макароны. Из расчета одна 400-граммовая пачка на шестерых, — говорит повар Ольга Евсеева, 48 лет, работающая в доме с 10 января. — Кроме того, на ужин еще есть лечо, а к чаю — печенье.
Я был свидетелем, как охранники заносили на кухню пакеты с едой. Их только что привезла неизвестная молодая киевлянка — так, как год назад приносили еду на Майдан. В пакетах были батоны, масло, сосиски, крекер. Ольга Евсеева сразу бросила сосиски в кастрюлю — вариться, а батоны с крекерами положила на полку. Про запас.
Николай Пиковый считает: единственный в городе, такой дом не может кардинально изменить ситуацию с киевскими бомжами. Ведь их сейчас в столице, по его словам, 14 тысяч. Но кое-кому, надеется директор, дом поможет изменить свою жизнь. Беспризорные в доме на Суздальской могут жить три месяца, пока не найдут работу.
Чем помогают беспризорным
Беспризорного в доме социальной опеки обязательно регистрируют, выделяют кровать, дают чистую постель, его осматривает врач. Дальше прибывший сдает свою одежду, получает халат и тапочки, принимает душ - с мылом и шампунем. Если есть необходимость, начинают восстанавливать паспорт, пенсионное удостоверение, чтобы можно было получить пенсию. В центре беспризорным помогают найти работу.
Плата за проживание
В доме социальной опеки со временем могут установить символическую плату за проживание. Пока еще этого не делают: правительство еще не утвердило тарифы и перечень услуг. По предыдущим подсчетам, день проживания тут будет стоить 3–6 грн.
Комментарии