
4 марта в Центре польских и европейских студий со своей лекцией "Украденный праздник: исторические трансформации смысла 8 марта в СССР и постсоветской Украине" выступила известная исследовательница Оксана Кись.
Исследовательница развеяла стереотипные представления о "празднике красоты, весны и цветах", обратив внимание на его основную задачу - борьбу за права.
Оксана Кись провела анализ гендерной политики Советского Союза от Февральской революции, заканчивая современным положением вещей.
В дореволюционной Российской империи, кроме многочисленных и мощных женских организаций, было немало очень активных сознательных женщин-членов различных политических движений левого толка, которые также крайне серьезно относились к вопросу женского равноправия, что заставило сделать это требование частью политических программ ряда партий. Не следует также забывать, что Февральская буржуазная революция в царской России, которая в конце привела к свержению монархии и начала демократические преобразования, началась именно с массовых уличных демонстраций женщин с требованиями "Хлеба и мира". Это знаковое событие в Петрограде состоялась 23 февраля по Юлианскому календарю, то есть - именно 8 марта, по Григорианскому. Впоследствии, придя к власти, большевики были вынуждены отблагодарить женщин за поддержку и признать их вклад в революционные события, законодательно закрепив равенство политическое, социальное женщин в Стране Советов.
Большевики хотели получить контроль над женщинами, тем самым распространить и свое влияние. Первым шагом на этом пути стало решение, принятое в 1921 году, о предоставлении дню 8 марта статуса государственного праздника.
Уже в первые годы советской власти началась систематическая подмена ее смысла - прежде всего за счет смещения акцента с гендерного равенства на классовую борьбу: на политических плакатах того времени этот день назван днем солидарности "женщин-тружениц", "пролетарок" и другие. Женщин фактически был лишены инициативы в вопросе формата проведения и возможности организации массовых мероприятий, посвященных Международному женскому дню. Эти полномочия перешли к Женсоветам - специальных структур при партийных организациях, созданных еще в 1919 году, для более широкого привлечения женщин в поддержку политики большевиков.
Этот день использовали как возможность указать на проблемы, с которыми сталкивались женщины в социальной, образовательной, политической и других сферах. Распространенные лозунги об "освобождение женщин из кухонного рабства" и солидарность работниц и крестьянок в классовой борьбе против порабощения трудящихся. Собственно, это соответствовало приоритетам гендерной политики первых десятилетий советской власти: советский эмансипационный проект имел целью массовую мобилизацию женщин в коммунистическое строительство, что требовало их образования и профессиональной подготовки и широкого привлечения к публичной сфере.
Пропагандистские плакаты того времени строят мужеподобный образ женщины-пролетарки, в котором практически нет объявленных "буржуазных пережитков" традиционных женских черт. Пресса навязывает мнение, что коммунистическая партия и советская власть одарила женщин правами, освободила их из патриархального ига, подняла на более высокий уровень, дали им возможность самореализоваться и тому подобное. И теперь женщинам положено отблагодарить за это самоотверженным трудом, оправдать высокие ожидания и доказать, что женщины достойные предоставленному им доверия. В этот период в общественном сознании закрепляется мысль, что именно советское государство и компартия предоставили женщинам права, а не женщины сами их завоевали, получили, отстояли во время революционных преобразований. Вскоре стало ясно: обещанные в пределах воплощения грандиозных эмансипационных планов меры по обобществления быта (создание общественных столовых, прачечных, детсадов и т.п.) потерпели неудачу.
Поэтому позже больше подчеркивалась роль женщин в налаживании социалистического быта и воспитании потомков в коммунистическом духе. В 1930-х годах празднования 8 Марта приобретает отчетливые признаки официоза: сверху спускают сценарии.
После вступления в силу новой сталинской Конституции СССР (1936г.) И официального провозглашения "женского вопроса" в СССР окончательно решенным празднования 8 марта превращается в смотр достижений советских женщин, о количественных и качественных измерения которых руководство партии сообщают в специальных отчетах. Праздник приобретает все более выразительного пропагандистского характера, тогда как возможности для обсуждения проблем женщин и озвучка фактов их дискриминации фактически исчезают.
После массовых репрессий в стране особенно остро стоял демографический вопрос . В прессе появляется каждый раз обильные публикации, которые подчеркивают ценности материнства и поощряют женщин больше внимания уделять своим материнским функциям. В празднования 8 марта тема материнства приобретает особое звучание после Второй мировой войны, что вполне соответствует усилению пронаталистической политики партии и правительства. Учитывая вызванный войной демографический кризис, в 1944 был введен ряд государственных поощрений для многодетных и одиноких матерей (почетное звание "Мать-героиня", орден "Материнская Слава" и медаль "За Материнство", получение которых предусматривало ряд существенных социальных льгот и пособий).
Послевоенная официальная риторика в корне отличается от риторики двух предыдущих десятилетий тем, что в ней, на смену лозунгам о необходимости устранения различий между полами, приходит одобрение таких гендерных различий и особый упор на общественной важности их. Образ мужественного мужчины-защитника отечества противопоставляется образу заботливой, любящей и верной женщины-матери, а в визуальной пропаганде того времени изображения женщин становятся все более женственными. Эта тенденция к поляризации гендерных ролей (с характерными взаимодополняющими понятиями "настоящего мужчины" и "настоящей женщины") будет доминировать в государственной гендерной идеологии до последних лет существования СССР.
Период холодной войны отмечен все более активным использованием образа "свободной советской женщины" в советской пропаганде. Поздравительные открытки и плакаты по случаю 8 марта начала 1960-х изображают улыбающихся женщин (часто с детьми) - представительниц разных рас и национальностей стран соцлагеря, которые заявляют о своей солидарности в борьбе за мир во всем мире и свидетельствуют о преимущества социалистического строя.
Поворотным моментом в смысле и стиле празднования женского дня стал 1965, когда 8 марта вступило статуса негосударственного выходного дня. Фактически, это решение перенесло празднование из публичного пространства в частную сферу, в семью. Не следует забывать, что период хрущевской "оттепели" принес с собой определенную либерализацию общественной жизни, улучшения благосостояния и "реабилитации" когда заклейменных как "буржуазные пережитки" ценностей и атрибутов повседневной жизни (мода, косметика, предметы интерьера, элементы этикета и т.п.) .
Вероятно, именно тогда и возникает традиция поздравлять женщин на 8 марта цветами, дарить им конфеты и другие приятные мелочи. В контексте персональных поздравлений официальная риторика "женщины- труженицы" была неуместной, тогда как чествование женщины-матери (что к тому времени уже стало стержнем образа "советской супер-женщины") вполне соответствовало духу семейного праздника. Поэтому с конца 1960-х можно с уверенностью говорить о превращении 8 марта на праздник, который своим смыслом близко ко Дню матери. Если праздничные открытки лишь частично приурочивались приветствием матерей в день 8 марта, то 1970-е годы выстраивают стойкую и однозначную ассоциацию между этим праздником и материнством. В детсадах вводится традиция устраивать в преддверии 8 марта детские праздники со стихами и песнями в честь заботливых мам, а пресса в эти дни изобилует публикациями о матерях-героинях.
В конце 1970-х практика поздравление учащимися своих школьных учительниц дополняется новой модой: мальчики начинают поздравлять девочек-одноклассниц. Букетик подснежников и мягкая игрушка становятся неотъемлемыми атрибутами праздника. На приветственных открытках характерные для предыдущих периодов изображение суровых женщин-тружениц и заботливых матерей-героинь стремительно вытесняет образ беззаботной девушки или девочки, которую приветствует праздничными поздравлениями мальчики. Тенденция к "омоложению" героини праздника сопровождается полным исчезновением намеков на его политическую сущность (впрочем, маленькая девочка никак не может быть активной в политической сфере). Символическое пространство праздника наполняют такие элементы, как цветы, сладости, подарки. На позднесоветских открытках массово появляются сказочные и мультяшные персонажи и игрушечные зверьки, а главной темой поздравлений и изображений становится весна. Весенние цветы и пейзажи выстраивают ассоциации с пробуждением природы и все труднее вяжутся с женщинами - разве на уровне молодости и процветания женской красоты.
В любом случае, на конец 1980-х годов в СССР сформировался очень специфический способ празднования Международного женского дня, наполненного смыслами, атрибутами и ритуалами фактически противоположными первоначальным идеям, которые вкладывали в этот праздник феминистки начала ХХ в. За семьдесят лет советской власти 8 марта потерял свое политическое протестный потенциал, оно было не только огосударствленное, но и одомашнено и превратилось в праздник чествования "весны, вечной женственности и любви". Украденный праздник повернули против самих женщин: лицемерное возвеличивания женщин один день в году происходило в условиях повсеместной их эксплуатации и дискриминации, игнорирования многочисленных потребностей и проблем женщин в стране советов, где "женский вопрос" давно считалось решенным. Между тем еще в 1970-х годах миром прокатилась так называемая "вторая волна феминизма", и женские организации активно давили на правительства своих стран, на международные организации, требуя на практике обеспечить женщинам равные права и возможности. Результатом этих массовых и целенаправленных усилий стали изменения в национальных законодательствах стран Европы и Северной Америки. Кроме того, ООН провозгласила 1975 Годом женщин, чтобы привлечь внимание к проблемам дискриминации женщин, а 1977 Генассамблея ООН приняла резолюцию № 32/142, согласно которой каждой из стран-участниц предлагалось отмечать Международный День прав женщин. В 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила "Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", которую ратифицировали 150 стран (в том числе и Украинская ССР 1980). Таким образом страны-участницы не только признавали существование фактов дискриминации женщин, но и брали на себя обязательства проводить мероприятия и прилагать усилия к ее ликвидации. С 1996 г.. ежегодные празднования Международного дня прав женщин под эгидой ООН происходят под определенным лозунгом, в котором отмечено одной из проблем, с которыми приходится сталкиваться женщинам на пути к равноправию. Например, в 2000 году темой 8 марта было: "Женщины объединяются ради мира", а в прошлом году - "Укрепим сельскую женщину - положим конец голоду и бедности".
Комментарии
1