Ексклюзивы
вторник, 29 мая 2012 16:19

Татарские пленники для казаков были ценными трофеями

Продолжение. Первую часть интервью читайте в журнале "Країна" № 122 за 17.05.2012

Существующие сегодня мифы и предубеждения, связанные с татарскими набегами на Украину, являются крепкими, потому что замешаны на фольклоре, считает историк Александр Галенко.

Насколько острой является проблема разного видения прошлого у украинцев и крымских татар?

Для Украины - это один из серьезных вызовов, потому что мы имеем государство, которое не является однонациональными. Более того, в Украине, как и в Америке работорговцы живут на одной территории с бывшим "товаром". Только роли у нас абсолютно противоположные - крымские татары, бывшие работорговцы, являются, так сказать, потенциальными кандидатами на интеграцию в украинское общество. Украинцы, как будто протягивают им дружескую руку. Зато в Америке бывшие рабовладельцы протянули руку своему бывшему товару, афроамериканцам.

У нас эта тема не стоит так остро, но, тем не менее, мы осознаем необходимость налаживания отношений и интеграции крымских татар в украинское общество. Но проблема существует и она начинается в школе, когда ученикам нужно изучать украинский фольклор и историю. Ко мне учителя с такими вопросами обращаются. Говорить, что крымские татары не занимались работорговлей и набегами - значит лгать. Однако, для крымских татар эта часть истории не столь приятна. С другой стороны, эту историю нельзя забыть и выбросить, ибо треть украинских дум посвящена именно этому сюжету. А каким образом пробудить интерес и уважение к одним и тем же сюжетам из прошлого и у одних, и у других? Это не простой рецепт, но он может быть. На эти темы надо начинать говорить и изучать историю юга Украины саму по себе.

Каким было отношение к бывшим невольникам, которые возвращались на Украину?

Если бывший христианин, обращенный в ислам, попадал в плен к своим прежним одноверцам и выяснялось, что он был обращен, то по правилам тогдашнего общества изменение веры считалась тяжелым грехом. Если речь идет о Европе 17 века, то такими грехами занималась инквизиция. Сохранились архивы с показаниями бывших русинов (украинцев), поляков, которые сделали хорошую карьеру в исламском мире и не хотели возвращаться в христианство.

Они попадали в плен на корабле. Венецианские, габсбургские корсары допрашивали и так выясняли, что среди этих мусульман случались такие люди. Но в Украине существовали мягкие условия для тех, кто возвращался. Можем представить, что эти случаи были единичны. Мы знаем, что существовали церковные карательные епитимии для различных проступков верующих. И, в том числе, существовала норма для очищения и наказания тех, кто возвращался из мусульманской неволи. Канон Петра Могилы имеет такое положение, что если кто-то не помнит своего крещения и выдвигается одна причина - из-за плена или другого недоразумения, он должен креститься по такому-то правилу. Процедура была сравнительно простой. Инквизиция, которой не было в Украине, таким не занималась, конечно. Тогда существовала определенная граница требований к тем, кто возвращался из исламского мира.

Каким образом бывшие пленники приживались заново на родине?

Меня интересовало как украинский фольклор относился к невольникам, потому что это была довольно актуальная проблема. Из украинских дум треть посвящена невольническим сюжетам. Поэтому в украинском обществе существовал ответ на этот вопрос, причем, голосом народа, который мы вообще мало слышим в истории. Фольклор говорит, что украинцы стремились предусмотреть скорое возвращение невольника на Украину. Украинский фольклор, по сути, был эдаким инструктажем для потенциального раба - что раб должен делать в неволе полезного с точки зрения украинского общества. Через фольклор общество выработало определенные правила. В частности, для девушек, если они остаются невинными, у них есть хороший шанс вернуться к своему окружению. Что делать с лишившимися девственности? Здесь фольклор мало что говорит. Есть только один пример - Маруся Богуславка. Мы знаем, что у нее есть хозяин. Он не является ее мужем, потому что дума называет его господином. Она имеет для выбора только одну вещь - должна помочь мужчинам-соотечественникам, попавшим в плен. Но сама она неволи не бросает, потому что понятно, что в ее статусе женщины какого-то мужчины у нее было немного шансов прижиться дома.

Известно ли насколько массовыми были случаи возврата из неволи?

Существование правовых норм о возвращении бывших невольников на родину, как показывает Канон Петра Могилы, свидетельствует о готовности украинского общества принимать назад потерянных когда-то людей и это можно рассматривать как признак распространения такого явления. Однако обобщающие данные не следует искать - такая статистика никому не была нужна.

Впрочем, вряд ли следует ожидать, что это явление могло быть массовым. Не надо забывать, что османское общество было высокоразвитым, с высокими стандартами жизни в соответствии с уровнем 16-17 века и, очевидно, что невольники не считали конец жизни попадания в плен. Они пытались реализовать свои шансы, оказавшись в неволе.

Мы не знаем о массовых восстаниях украинских казаков в неволе, потому что они были рассредоточены по разным углам Османской империи. Мы не знаем о массовых восстаниях украинцев на галерах. Они участвовали в бунтах галерников, это так. Но не они там правили бал. Ведь мы знаем, что у галерников судьба действительно была не сладкая и они имели одну перспективу - раньше или позже погибнуть. Поэтому при таких условиях восставали все.

Поэтому специального стремление к возвращению на родину у русинов я не заметил. Конечно, украинский фольклор на невольническую тему пронизан мотивами тоски по родной земле, но не забываем, что это песни тех, кто не попал в плен, и поэтому их нельзя рассматривать как свидетельство непременного стремления вернуться на родину.

Как бы кто не был разочарован, русины становились мусульманами-турками, девушки могли стать армянками, гречанками, иудейками и раствориться в той многонациональной и многорелигиозного массе османских подданных. И только в турецких семьях могла сохраниться какая-то память о бабушках или дедушках, или уцепиться украинское слово. Одна моя турецкая коллега по имени Туба рассказала мне, что ее бабушка называла ее... Тубашенко. Но трудно представить, чтобы кто-то мог взяться за сбор такого материала.

Чем объяснить то, что украинских пленников не принимали в янычарское войско?

Османское общество относится к традиционным, где прецедент имеет большое значение. Для того, чтобы ввести прецедент использования украинцев в армии, надо, чтобы что-то произошло. С боснийцами, хорватами и остальными балканцами ситуация проста. Там есть легенда, что визири из рода Чандарлы подали такую ??идею султану Мураду ІІ. Так или иначе, она апеллирует к какому-то важному прецедента. Об украинцах среди янычар таких свидетельств не сохранилось.

Украинцы не служили в янычарском армии. Это не значит, что их не использовали вообще на военной службе. В 18 веке была Задунайская Сечь. Казакам разрешили там селиться и они служили пограничной стражей. Украинцы, не захотевшие возвращаться на территорию Российской империи с Задунавья, остались там служить в османском войске, но не как янычары. В то время, 18-19 века, яничарство уже потеряло свою военную эффективность. Более того, израильский исследователь Авигдор Леви даже нашел османские документы о украинских полках, которые служившили в османском войске после уничтожения янычарского корпуса и таким образом помогли Османской империи реформировать войско на европейский лад.

Кроме того, украинские пленники могли проявлять себя на военной службе иначе. Если обращаться к случаю, описанному в летописи Самийла Величко, Иван Сирко уничтожил три тысячи отуреченных украинцев (тумов), которых вывел из Крыма, чтобы они не "плодились между басурмане на наши казацкие головы". Он ясно имел в виду, что украинцы исламизировались, попав в плен, и бегали на Украину вместе с татарами, как и обычные татары.

Эта ситуация не была уникальной - уничтожение бывших невольников?

Других свидетельств, кроме этого рассказа у Величка я не знаю. В данном случае, это также, возможно, легенда. Впрочем, она хорошо соответствует тем знаниям про османское общество, как достаточно открытое для новообращенных мусульман. Недостача свидетельств заставляет выдвинуть предположение, что такие расправы с бывшими соотечественниками не были массовыми. Собственно, это противоречило бы готовности украинцев принимать обратно своих бывших членов, о чем мы говорили.

Конечно, другое дело - освобождение из неволи собратьев. Однако я менее склонен думать, что казаки специально ездили за море или в Крым освобождать невольников. Если так случалось когда-то - вот и слава Богу. Но я не думаю, что это было одной из главных целей казацких походов. Это был, скорее, лозунг, который церковь вложила в головы казакам в конце 16 века - что они с оружием защищают христиан-собратьев. Это очень выгодный идеальный образ самих себя, которым казаки пользовались, в первую очередь, для притязаний на шляхетские права в Речи Посполитой. Но мы имеем только 1-2 подобных свидетельств о том, что казаки напали на турок и освободили пленников. Это были эпизоды военных кампаний.

Зато мы знаем другие случаи, что казаки сами брали в плен татарчат и татарок. Могли подарить начальнику своему татарчука - они назывались казачками. А женщину - известно как использовали. Жили в глухих хуторах и зимовках эти татарские пленницы, и растили детишек и хлопотали по хозяйству.

В каких источниках это отражено?

У нас есть свидетельства и отчеты османских историков и военачальников о том, как османы выкуривали казаков из днепровских плавней и мелей. Они отчитывались о том, что они отбирали у казаков. Там не раз встречаются девушки и парни. Я не думаю, что это была месть со стороны казаков - хватать ясырь у турок с татарами. Проще было поквитаться с ними на месте, чем тащить с собой этот груз морем, Днепром, еще и пробиваться через турецкие преграды. Это были настоящие казацкие трофеи, которые ценились.

Есть свидетельства о том, что при взятии Каффы казаки освободили три тысячи невольников. Это также было случайное событие?

Со взятием Каффы есть много неопределенностей. Оно не отражено ни в коем османском источнике. Мы не можем подвергать сомнению этот факт. По свидетельству московских источников мы знаем, что Сагайдачный хитростью захватил Каффу, но мы ничего не знаем об этом событии из османских документов. А оно должно было быть грандиозным. Мы, например, знаем даже из османских летописей, что двумя годами ранее казаки захватили Синоп. Но Синоп, по сравнению с Каффой, был городом второстепенным. Каффа 17 века. - один из шести крупнейших городов Османской империи. Почему мы не имеем свидетельств? Ну, наверное, есть какие-то лакуны в османских источниках.

Свидетельство о казаках как о грозе Черного моря, держащей в страхе османцев, достоверны?

Источники нам массово об этом сообщают, причем, как летописи, так и другие свидетельства. Казаки действительно заслужили себе грозную славу и они превратились в обычную опасность на Черном море, особенно в первой половине 17 века. Если мы встречаем упоминание у турецкого путешественника Эвлия Челеми, мол, в этом месте можно погибнуть от казаков, его следует воспринимать как практическую оговорку. Казачество превратилось в постоянную угрозу на Черном море. Причем, от казаков страдали не только турки, но и все без разбора. Имеем свидетельство итальянского миссионера Эмидио Портелли д'Асколи, который вспоминал, что казаки дергают всех подряд. Да и московские послы интересовались у архимандрита Каффы Нектария, не было ли ему, случайно, вреда от казаков Сагайдачного?

Каким было отражение казацких походов в османском обществе?

Турки, конечно, хотели держаться самоуверенно, однако они не скрывали казацкую угрозу. Более того - они не считали унижение описывать расправы над казаками со стороны правящего султана Османа II, который пошел на Хотин. Летописцы сообщают о том каким образом османы боролись с казаками, защищая переправы через Дунай. Они отчитывались перед султаном казацкими головами, а тот устраивал показательные наказания для казаков перед целым войском. Около 200 казаков он подвергал различным пыткам. Среди прочего, их топтали слоны. Поэтому когда султан выдает очень картинно свою ярость, он демонстрирует не свое упорство, а в соответствии со стандартами исламской справедливости, он жестоко наказывает людей, нарушающих порядок. Все, чего касается султана, имеет огромное значение для османского общества. Поэтому если султан лично принимает участие в охоте на казаков, это означает высшую санкцию к этой проблеме. Другое дело, что не все начальники хотели отчитываться о своих проблемах с казаками. Но страха казаки на Черное море нагнали.

И это было одной из причин, почему османское правительство пошло на отношения с Богданом Хмельницким и другими гетманами. Благодаря казачьим походам, у османцев еще до Хмельницкого образовалось устойчивое представление о том, что казаки являются отдельным народом. Они в османской воображении выступали как отдельная сила. Они постоянно вели переговоры о казаках с польскими послами. Поэтому проблем с ними имели не мало. Каждая нация имеет определенное героическое прошлое. В данном случае, хорошо, что казаки и украинцы его имеют. Хотя, не надо думать, что османы относились к казакам иначе, чем к разбойникам. Нет, казаки для них - однозначно разбойники. Но когда в 1648 году послы от Хмельницкого приехали просить помощи, то османы с готовностью признали казаков народом.

Сейчас вы читаете новость «Татарские пленники для казаков были ценными трофеями». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

43

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

23.12.2013 20:40:17lutich194.12.78.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

кто может спросить у жителей ИРАКА И ЛИВИИ-почему у них и война и куча взрывчатки, мин, бомб в стране а ни одна американская труБа-не ВЗОРВЁТСЯ и ни один ТАНКЕР-НЕ ПОТОНЕТ?

23.12.2013 18:24:55lutich194.12.78.--
  • 2+
  • 0-
  • Відповісти

мы нужны России,как-бедные родственники,со своими-олигархами.Путин-своих пересажать-не может...Во времена Сталина была идея-мировой революции а сейчас-что?Почему финны-не бесятся,Финляндия,ведь тоже-в прошлом,часть российской империи и такая же граница а геополитики-НЕТ и люди там живут,как у Бога-за пазухой?Потому что в Финляндии-НЕТ ОЛИГАРХОВ и каждый заработанный- цент, там- работает, на финскую-экономику а не переводится* через банки Кипра в Израиль...
Обсяг грошей, які олігархи вивозять за кордон, еквівалентний держборгу України-євродепутат
http://gazeta.ua/articles/politics/_obsyag-groshej-yaki-oligarhi-vivozyat-za-kordon-ekvivalentnij-derzhborgu-ukrajin/533432

23.12.2013 18:24:44lutich194.12.78.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

Какая НАМ-разница,какой ОЛИГАРХ сидит-СВЕРХУ,БЮТовский или РЫГИональный,какая разница,какой ПАН ШКУРУ-дерёт:свой,поляк или русский?Под какой идеей-может объединиться-ВОСТОЧНАЯ и ЗАПАДНАЯ Украина,если там творят-ТО ЖЕ-САМОЕ?Сметём,как предлагает-ОППОЗИЦИЯ,одну-ВЛАСТЬ и вместо-ХРЕНА,будет-РЕДЬКА?
1.В Трускавце общежитие продали... вместе с жителями!
http://news.meta.ua/archive/07.08.07/cluster:7004968-V-Truskavtse-obshchezhitie-prodali...-vmeste-s-zhiteliami!/
2.как имеют Украину
http://krasview.ru/video/450195-Maiydan_szadi._Geiy_Portnikov_imeet_Ukrainu

23.12.2013 17:23:44Citizen1291.208.52.--
  • 2+
  • 0-
  • Відповісти

Хуже всех пришлось Виталику. Он ведь как думал? Пока никто не опомнится, рвану в президенты. Меркель поддержит. И в результате обосрался со стартом по уши. Мало того, что сделали шестым председателем непонятно чего, так еще и публично опустили. Дескать, Виталик, ты не понимаешь: буквально на наших глазах рождается гражданское общество. Видишь, уже головка появилась? Так вот, рождающемуся ублюдку не нужны формальные лидеры. Оно самоорганизуется, самонастраивается и вообще все делает само, только говно за собой не убирает. Однако опытные эксперты работают над данной проблемой. "Майдан" теперь вечен, поскольку люди привыкли жить в здании горадминистрации. Это гораздо лучше, чем зимовать в глухих селах Галычанского автономного округа.

23.12.2013 16:40:26Марта Іванків46.247.161.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

Автори Сирійського сценарію, можуть повчитись у нашої попозиції, як потрібно штовхати країну до громадянської війни. Вже навіть отримавши кошти і можливість вивести країну з кризи, вони продовжують нагнітання конфлікту.

23.12.2013 15:24:51Citizen1291.208.52.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

Евромайдан якобы избрал "Раду Майдана", в которую и вошли все, по ком плачут нары СИЗО за все противоправные деяния. И обнародование персонального состава этой "рады" – это единственное положительное мероприятие. С точки зрения оперативной работы следователей, разумеется. :D Им теперь не надо будет никого выискивать, они и сами практически явились с повинной – самообъявились. :D

23.12.2013 15:25:34Citizen1291.208.52.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

Вот эти "херои", если верить им самим: Арсен Аваков, Тарас Бойков, Алексей Гарань, Василий Гацько, Игорь Жданов, Андрей Ильенко, Ирэна Карпа, Сергей Квит, Вячеслав Кириленко, Игорь Колиушко, Виталий Кличко, Руслан Кошулинский, Иван Крулько, Руслана Лыжичко, Игорь Луценко, Юрий Луценко, Мария Матиос, Андрей Мохник, Валерий Пацкан, Олег Осуховский, Сашко Положинский, Петр Порошенко, Виталий Портников, Сергей Рахманин, Егор Соболев, Сергей Соболев, Александр Сушко, Виктория Сюмар, Борис Тарасюк, Юлия Тимошенко, Александр Турчинов, Олег Тягныбок, Валерий Чалый, Виктор Чумак, Зорян Шкиряк, Елизавета Щепетильникова, Арсений Яценюк. Одним словом, революционный паноптикум в расширенном составе.

23.12.2013 15:26:07Citizen1291.208.52.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

На самом же деле – Титаник идиотизма и лузерства, не способный вести даже арьергардные бои с санитарами, которые в дурдоме пришли (или еще обязательно придут) раздавать вкусные успокоительные таблетки...

23.12.2013 15:24:43Veresen188.123.230.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

Необхідно ввести в статут інститут прихильників Майдану. Намет буде встановлений навпроти Держдуми у Москві.

23.12.2013 15:19:35Citizen1291.208.52.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

Поскольку признавать провал и отвечать за него никто не хочет, то вот теми, кто решил было оседлать народные протесты и на них дорваться до власти, но не смог этого сделать, и была принята "резолюция евромайдана". Смысл ее прост, как мозг Виталия Кличко, – повязать всех коллективной ответственностью, как круговой порукой, и при этом самим уйти от персональной ответственности. Даже политической. Потому что лидеры так называемой "демократической объединенной оппозиции" опять попытались спрятаться за пресловутой "аполитичностью евромайдана".

23.12.2013 16:41:50Марта Іванків46.247.161.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

Ага, пару тисяч розписалось за 45 мільйонів, а нам тепер це подаватимуть як єдину волю народу. Це так само. як проігнорували 4 мільйона підписів. що зібрали комуняки для проведення референдуму.

23.12.2013 15:20:38Citizen1291.208.52.--
  • 3+
  • 0-
  • Відповісти

Причем вот ведь в чем их подлость и цинизм – сами они массово вошли и возглавили структуру, цель которой – захват власти в стране, но объявили это не политической, а общественной акцией. Наша задача – к "Майдану" должны присоединиться большинство украинцев, и это реально. Тогда мы сформируем новую Украину и новую украинскую власть", – прямо сказал, к примеру, тот же якобы "аполитичный" Турчинов. "Это беспартийная общественная организация, в которую вступят люди, которые были или будут на "евромайдане".

23.12.2013 15:21:00Citizen1291.208.52.--
  • 2+
  • 0-
  • Відповісти

Десять миллионов членов, с десятью миллионами одинаковых значков, с десятью миллионами одинаковых мыслей в голове могут изменить ситуацию в стране и свергнуть действующую власть... Весной мы должны обеспечить территорией свободы Центральную Украину, летом территория свободы дойдет до Крыма", – орал и, видимо, неслабо приложившийся а к "антигитлеровскому допингу" Юрий Луценко.

23.12.2013 15:23:28Citizen1291.208.52.--
  • 2+
  • 0-
  • Відповісти

Шикарная штука получилась: "евромайдан" борется за власть в стране, за "смену системы", как говорили многие ораторы на том сходняке, но при этом "политикой не занимается". На кого рассчитана эта словесно-идиотическая эквилибристика? :D:D:D

23.12.2013 15:15:03Citizen1291.208.52.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

МАЙДАН - базар, или место на нем, где собираются мошенники, для игры в кости, в зерн, орлянку, карты (из словаря Даля).:D

23.12.2013 15:20:09Shkapa95.158.3.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

И шо? Тебе стало легче? Тем более что ты у Даля взял только то, что тебе очень понравилось. Это типично для недоразвитых личностей или подростков.

23.12.2013 15:25:48Гыг Вам193.200.151.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

ему больше нравится площадь как место казни,или как место захоронения идолов.

23.12.2013 15:21:48Citizen1291.208.52.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

Взял то, что актуально!!! Остальное - не по теме !!! :D:D:D

23.12.2013 15:26:03Shkapa95.158.3.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

Так и я о том же. С твоего болота это кажется актуальным, остальное тебе не нужно. Типично подростковая психология. Для юношей это нормально, а вот у взрослых людей, это свидетельствует о душевных проблемах и остановке развития или деградации личности.

23.12.2013 16:03:24Citizen1291.208.52.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

С твоего болота это кажется неактуальным, другим - актуально!

23.12.2013 15:27:50Citizen1291.208.52.--
  • 3+
  • 0-
  • Відповісти

Юноша, своими словесными изысками пытаешься показать, что ты взрослый?! :D

23.12.2013 16:01:27Citizen1291.208.52.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

Да, да! "На майдані коло церкви"
Вот еще бы церковь рядом стояла, тогда и можно было бы использовать это значение. А так ........., то, что наблюдаем сейчас на майдане - другое значение применимо. Место, где тритушка беспринципных болтунов и демагогов мошенничает и злоупотребляет доверием легковерных граждан, подставляя им оранжевые грабли 2004 года.

23.12.2013 15:32:28Shkapa95.158.3.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

Я ни кому и ни чего не доказываюю, тем более особе которая уже себя показала. Ты то и придумать ни чего не смог, кроие как собезьянничать. Это в очередной раз подтверждает мои слова.

23.12.2013 15:31:54Citizen1291.208.52.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

Майдан = кладбище, базар, течение. место, поприще; | возвышеная прогалина и | стоящий на ней лесной завод: смолокурня, дегтярня, поташня, смолевой, селитряный майдан, завод, работающий на воле; Тюрьма, зона, ссылка, место заключения. Игорный притон на базаре.
Майданить, майданничать, мошенничать, промышлять игрою; || мотать, прогуливать и проигрывать свое. Майданник, майданщик, мошенник, шатающийся по базарам, обыгрывающий людей в кости, зерн, наперсточную, в орлянку, в карты.

23.12.2013 15:40:51Shkapa95.158.3.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

Видишь, одно из значений- поприще. Вот умница. На майдані коло церкви....

23.12.2013 14:40:47Shkapa95.158.3.--
  • 6+
  • 0-
  • Відповісти

Ну, почему же сразу в штыки. Такая организация необходима для политического представительства. Но, по ходу должны быть организованы и другие организации. Не обязательно зарегистрированые.

23.12.2013 14:42:42Rusky109.206.54.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

До речі, чого не державною мовою? Хіба ти не патріот? :)

23.12.2013 14:45:42Shkapa95.158.3.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

Я не патриот, это раз. У меня 4 раскладки на клаве, бывает лень переключать.

23.12.2013 14:46:56Rusky109.206.54.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

Не патріот? Просто ворог ПР? А чого? :)

23.12.2013 14:52:36Shkapa95.158.3.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

Я навідь не ворог ПР:) Бути ворогом, це досить негативна позиція. Я борюся з тим, що створює ригів, есдеків, комуністів і решту

23.12.2013 14:54:00Rusky109.206.54.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

З народом??? :(:(:(

23.12.2013 15:27:48Shkapa95.158.3.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

2 Citizen12: Ты то всё равно не въехал о чём разговор.

23.12.2013 15:22:51Citizen1291.208.52.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

Нужно было спросить: С народом или с разношерстной толпой в центре столицы? :D

23.12.2013 15:17:32Shkapa95.158.3.--
  • 1+
  • 0-
  • Відповісти

З свідомістю.

23.12.2013 14:42:11Rusky109.206.54.--
  • 0+
  • 0-
  • Відповісти

Громадська організація для політичного представництва??? Це як? ;););)

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть