вторник, 25 августа 2015 18:20

Кооператор Ипполит Зборовский отстаивал открытие Трипольской культуры своим отцом
13

Эскиз керамического дуршлага найденного в с. Белый Камень, 1928. Автор И. Зборовский.
Фото: предоставленные Валерием Рекрутом
Зборовский И.Ч. (первый ряд справа) в ссылке. Архангельск, 1930 г.
Зборовский Чеслав Янович, 1913 г.
Зборовский Ипполит Чеславович 1932 г.
И. Зборовский и сын Вячеслав.

"Культуру красных черепков (трипольскую) открыто впервые в Кирничках современного Балтского округа в 1891 году. Профессор Владимир Антонович сделал об этом доклад на XI Археологическом съезде в Киеве. Из-за неблагоприятных обстоятельств, подробно обследование новообретенной культуры задержалось. Крестьяне находят на полях и в селах засыпы грубым черепками красной посуды. Этот слой бывает толщиною от ½ до 3 метров. Находят и целые сосуды тоже красного цвета, иногда раскрашенные ", - писал в очерке "Тульчинщине" кооператор Ипполит Зборовский. Сегодня исполняется 140 лет со дня его рождения в селе Яланец Бершадского района Винницкой области. Его отец Чеслав Зборовский арендовал и обрабатывал земли сначала в Яланце, а затем в Криничках. Во время сельскохозяйственных работ часто находили предметы старины, которые он собирал и передавал ученым.

О раскопках в Криничках писал и известный исследователь истории Подолья Ефим Сицинский. В его "Археологической карте Подольской губернии" изданной в 1901 году сказано: "На выгоне села Кринички, на пространстве 5 десятинъ попадается множество черепковъ отъ глиняныхъ древнейшихъ сосудовъ. Въ 1891 г. г. Зборовский произвелъ раскопку к подпочвы на протяжении 10 кв. саж. и нашелъ 10 маленькихъ своеобразныхъ глиняныхъ сосудовъ 2 человеческиму сидячия фигуры изъ глины и глиняное седалище (какъ бы кресло)."

В следующем году здесь проводил раскопки профессор Киевского университета Владимир Антонович (1834-1908). "Изъ раскопокъ первобытнаго поселка въ 1892 г. находятся въ коллекция Антоновича след. предметы, относимые къ концу неолитическаго периода: обнаженная сидячая женщина, кормящую ребенка, на шее какое-то украшение, за спиной налепленъ кружокъ (можетъ быть мешокъ для ношения ребенка); фигурка помещалась на глиняномъ стульчик на четырехъ ножкахъ со спинкой; такая же сидячая фигурка мужчины, съ отбить головой, помещающагося въ маленькомъ сосуде овальной формы на подобие корыта (вероятно изображающемъ челнокъ) трех миниатюрныя чашечки съ перехватомъ и широко развернутымъ венчикомъ, одна имеетъ два ушка въ нижней части; такая же чашка большого размера, расписанная темнымъ лакомъ; миниатюрный красивый горшечекъ съ лепнымы зубчиками по венчик."

Ипполит Зборовский получил художественное образование в Одессе и Мюнхене, но художником был всего несколько лет. Созданные картины возил на выставки. В Одессе познакомился с художником Иваном Нетупським, начали переписываться. В своем письме от 10 апреля 1901 он писал Ипполиту Зборовскому: "Смею заявить, что я был всегда уверен в Вашей благонадежности и не страдал ни нравственно, ни материально, но действительно несколько был озадачен, не получая от Вас письма. Я не теряю впрочем надежды получить от Вас пространственного письма, в котором Вы опишите подробно характер Мюнхенское Рисовальной школы и вообще все, касающегося сего. Единственно чем в данное время страдаю, это недостатком энергии и уверенности в себе, а Вы так умеете врачевать раны. Не примите за комплимент: у Вас непочатый угол энергии и уверенности в себе, доходящей даже до дерзости, что мне очень, очень нравиться."

Краски и другие материалы для рисования высылал из Одессы другой знакомый художник Борис Табак. Он же помогал размещать работы в салонах и на выставках. В своей переписке обсуждали возможность выставиться в Нью-Йорке, узнавали расписания пароходов, условия транспортировки полотен, но дальше дело не пошло.

Ипполит Зборовский был постоянным участником экспозиций в Одессе. На майской выставке 1902 он разместил несколько своих этюдов. Среди них была работа с изображением дороги. Она очень понравилось художникам и они дали высокую оценку его мастерства. Самуил Филькинштейн (1877-1926) был готов выменять изображение "зимы в черной рамке" на любую из своих картин. Осенью того же года Зборовский и Табак вознамерились принять участие в варшавской выставке. Из-за нехватки средств, в Польшу свои работы повез только Зборовский.

"Характерным для оценки уровня его мастерства может стать случай, когда в 1903 г.. Ипполит Чеславович опоздал с подачей картины для участия в выставке ТЮРХ (Общество южнорусских художников). Но учитывая то, что предложенная им работа, по оценке нескольких действительных членов общества, была очень хорошая, составители нарушили правила и включили ее после окончания срока приема экспонатов. В общем, по выводам организаторов выставок, работы И. Зборовского стоили того, чтобы показывать изящной одесской публике", - считает автор книги "Ипполит Зборовский. На перекрестке двух эпох" Валерий Рекрут.

Позже свои умения художника реализовал разрабатывая обложки книг и журналов. Высылал эскизы киевской "Просвите". "Смею рекомендовать чтобы позаботились о внешнем виде своих изданий. Это и для Общества лучше, и народ наш стоит уже того чтобы и ему дано красное издание. Вопрос только ли мой проект стоит чего. Может кто-то другой сделает лучше — дело не затем; лишь бы было хорошо!" - рассуждал в письме к Борису Гринченко 13 ноября 1906.

С 1904 года он увлекся сбором древностей и изделий народных мастеров для музеев Киева и Харькова. Готовил экспозиции и посещал с ними выставки. Впоследствии проникся идеями потребительской кооперации. Организовал в Яланце кооператив по собственной двухэтажное здание.

Он был неравнодушным к общественной жизни. Его просветительская деятельность предусматривала не только сбор средств и торговлю, но и общие изменения сознания людей, их "очистки". "Больно реагировал на ухудшение культурно-образовательного уровня сельского общества, которое поглотило в распространение алкоголизма, азартных игр, проституции и начало терять свою идентичность, - пишет в своей монографии исследователь Валерий Рекрут. - В частности, особенно угрожающих масштабов претерпело распространение разврата, которое процветало среди работниц Бершадской сахарного завода. Тамошние девы были настолько привержены к любви, не отказывали всем желающим и даже извозчикам из числа крестьян, которые доставляли сырье на завод. Однако такая щедрость, как правило, заканчивалась для местных ловеласов тем, что они "в награду" к удовлетворению получали заболевания, впоследствии распространяли по селам и собственных семьях. Большинство из них обращалось к врачам тогда, когда уже ничто не могло помочь. Пострадавших оказалось столько, что местное население, опомнившись, начала "бить тревогу" и через газету "Рада" стала призывать интеллигентные силы "бороться с этой бедой".

В 1908 году в киевские газете "Рада" Ипполит Зборовский под псевдонимом "Кметь" опубликовал статью "Горе и радости крестьянской жизни": "Нам не везет с приказчиком и сторожами. Где-либо из товарищей и даже из членов правительства цепляют к делам товарищеским свои домашние дела. Один хочет быть приказчиком аж пищит и люди его не хотят. И он принимает все средства, даже могарыч для где-либо из членов правления, чтобы все-таки стать приказчиком. Несколько других побивались стать сторожами. Было, договорили одного за 50 рублей. Побыл он с месяц, а потом хочет еще 10 руб. в год. Значит сделал маленькую забастовочку. Другой пришел и каждый хочет дешевле второго. Как же приняли его, снова он задрал нос! Чистая морока.

Так же с приказчиком, и еще до того его хотят подъесть люди, которые хотели бы наставить своего. И так не только в нашем обществе. Так делаются теперь в каждой гражданском деле, в каждом селе, в целом государстве. Выбрали теперь нового старосту, человека совестливого, честного, небогатого хозяина Л. Пугача. С первых дней он взялся искренне к работе. Прежде всего опорядив плотину, чтобы было каждом безопасно ехать, и запрудил ее, чтобы вода из пруда не убегала. Далее вычистил став на поле и почистил источники, которые забросили были люди чтобы высушить ставка и захватить земельку. Вышел чистить хороший сельский став, потому что у него теперь воды столько, что и курица не утонуть. Только это не нравится тем, кто жил возле ставка, потому что они хотели, чтобы тот стал высох, тогда можно было бы его затянуть под огороды. Оно правда, у нас очень тесно жить, и не понимая люди, что тот землей, под прудом, беде не поможешь. За это все часть наших крестьян глядят лишь того, чтобы за что-нибудь придраться и сбросить этого старосту и выбрать соломенного деда, так как при таком можно будет хорошо для себя распоряжаться. Правду сказать, очень еще мало у нас таких людей, которые бы для общего блага способны были бы отрекаться своей выгоды. Каждый хотел бы лишь для себя и еще второго притолочить.

Спрашивал я где-либо из более интеллигентных крестьян: почему это так? А что же, говорят, не знаете? Мужик - гадюка, если бы мог, то бы сам себя укусил.

-Что вы говорите. Не понимает он, что делает, то того и такой.

-Ну ну! Научите его еще ума, то еще не так станет кусать, - отвечают мне.

Вот чего наделало ослепление зрячего когда народа. Когда-то было у нас и школ и грамотных людей больше чем сейчас, люди для общего дела оставляли свои собственные, а за "змею" казак блеснул бы между глаз саблей, а теперь сам себя презирает, но куда ни ступишь-видишь несправедливость."

С 1920 года Ипполит Зборовский участвовал в организации Бершадского и Тульчинского музеев. Работая в сфере культуры он продолжил поднимать вопрос открытия Трипольской культуры. В 1928 году он писал археологу Сергею Гамченко: "Согласно Вашим директивами посылаю письмо ВУАК в деле открытия "Красной Культуры"! Думаю, что угадал Ваши мысли, выполняя это. Все, что я подал - чистая правда. Если ВУАК считает нужным установить истинную историю открытия. Может нужно будет портрет моего отца - могу всегда им служить." В следующих письмах к археологу Зборовский согласился с мнением "не ворошить старого".

В начале августа 1937 больного Ипполита Зборовского арестовали и приговорили к расстрелу. К своему 62-летию он не дожил пять дней.

Сейчас вы читаете новость «Кооператор Ипполит Зборовский отстаивал открытие Трипольской культуры своим отцом». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть