




Принято считать, что после открытия Колумбом Нового Света туда нескончаемым потоком потекли невольники с "Чёрного континента". Ширина потока постоянно менялась, разрастаясь из маленького ручейка начала XVI ст. до широких бескрайних рек в XVII — XVIII вв.
Но мало кто знает, что чёрных невольников продавали и до открытия Америки. Так, по оценке известного гуру компаративной экономической истории А. Мэддисона, из з 22,7 млн негров, доставленных за весь период торговли ими на разные рынки мира, приблизительно 1/3 невольников была доставлена до 1500 года.
Кроме Америки, рабов продавали в Северной Африке и в Азии. Но Америке удалось стать по истине главным потребителем "живого товара".
Работорговля была очень прибыльным делом, даже не смотря на высокую смертность невольников. Цены на рабов постоянно росли: если в период 1663 — 1682 гг. средняя цена одного невольника составляла 2,9 ф.ст. (исчисленная в фунтах 1601 г.), то в 1733 — 1775 г. она подскочила аж до 15,4 ф.ст.
Пока европейцы гнались за прибылью, Африка тем временем лишалась своих сыновей и дочерей. По оценкам Мэддисона, в период между 1500 г. и 1820 г. население "Чёрной Африки" росло в среднем на 0,15% в год, в то время как население Западной Европы ежегодно увеличивалось на 0,26%, а Азии — на 0,29%.
В начале XIX ст. суда, перевозившие невольников в Новый Свет, брали на борт, как правило, более 400 рабов. И дело тут даже не в росте водоизмещения судов. Тенденция как раз таки обратная: увеличение тоннажа судов сопровождается уменьшением их загруженности невольниками.
Условия их транспортировки были просто чудовищны. И дело даже не в плохом питании или отсутствии еды, а в расположении невольников на судах. Причём эта схема — не теория, не несостоявшийся проект, а реальность.
Погоня за новыми рабами из африканского контитента прекратилась только во второй половине ХІХ века, когда были освобожены чернокожие рабы сначала в Северной, а потом и в Южной Америке.
Комментарии