Отечественному кино не хватало супергероя, который бы объединил нас универсальным видением нового украинца. Показал все свои суперсилы и самое главное - нашу украинскую идентификацию. Такого персонажа стал создавать режиссер и сценарист Любомир Левицкий в первом отечественном блокбастере "Капитан Украина". Это история о правнуке реального полтавского журналиста Юрия Будяка, ставшего в начале ХХ века в Африке капитаном армии во время Англо-Бурской войны. Там он спас от расстрела Уинстона Черчилля. Буры не могли произнести его фамилию, потому называли его Капитан Ukraine. На долю современного главного героя выпадает миссия по спасению Украины. Источником его суперспособностей является трипольская культура и тайные обряды.
Gazeta.ua расспросила Любомира Левицкого о том, каким должен быть украинский супергерой, изменится ли этот образ под влиянием войны. Также говорили о том, какова будет украинская киноиндустрия после победы над российским врагом.
В конце февраля должна была начинаться работа над вашим фильмом о супергерое "Капитане Украине". Возможен ли вариант, что этот проект вообще остановят?
В феврале мы уже были на этапе кастинга и читок сценария с группой. Проект профинансировали, подписали контракты. На 24 февраля была назначена пресс-конференция и кастинг. Ночью началась война.
Самая большая фишка этого проекта в том, что это должен быть первый в Украине оригинальный проект диджитал-платформы национального онлайн-кинотеатра "Світ-TV". Мы заключили договор. Это беспрецендентный случай, когда диджитал-компания готова была финансировать фильм. В рамках Украины 2 миллиона долларов - это довольно крупный бюджет для кинопроекта. А сейчас еще и проблема в том, что один из самых больших офисов "Світ-TV" был в Мариуполе. А все знают, что сейчас там происходит. И фильм сейчас поставили на паузу.
История об этом герое будет актуальна после войны?
На наших глазах уже родилось очень много героев, являющихся реальными людьми. И тот довоенный стереотип сейчас может иметь более низкий градус, чем реальные герои. Возможно, придется либо адаптировать историю, либо оставить ее на мирное время.
Почему выбрали именно тему супергероя для украинского кино?
В последние лет пять говорил о том, что в Украине отсутствует собственный сторителинг. Нам нужен был герой, который бы нас объединил каким-нибудь универсальным видением нового украинца. Он должен сказать, как правильно, как неправильно на собственном примере. И показать все свои суперсилы, а самое главное - нашу украинскую идентификацию.
Нам нужен был герой, который объединил бы нас каким-нибудь универсальным видением нового украинца
У меня появилась идея работать над своим супергероем, который будет иметь сверхспособности. Мы бы это объяснили не путём фантастики, а определенной мистической связи с нашими предками. Я копнул трипольскую цивилизацию и нашел там много общего с украинцами. Это невероятно сильная цивилизация. От них у нас есть определенный ген, а может быть, и больше. Мне хотелось, чтобы мы идентифицировались с совсем другими ценностями, чем нам постоянно навязывала Россия.
Россия наш враг не только сейчас, а еще со времени красного режима, уничтожившего всю элиту в Украине. Россияне прекрасно знали: если в Украине не будет своего сторителинга, своих героев, то народ никогда не станет нацией.
Сегодня наш сторителлинг начинает работать. К сожалению, это происходит благодаря войне. Тот же "Призрак Киева" - даже если это коллективный образ многих пилотов - нужен Украине. Именно так рождается история, легенды - это то, на чем будут расти наши дети.
Думали ли снять кино о российско-украинской войне? Есть истории, которые вас поразили или вдохновили?
Уже начал работу над новым сценарием. Хочу создать историю, которая будет отражать тот героизм, который действительно есть. Мне даже не придется гиперболизировать. Есть много разных историй. Они страшны и драматичны.
Я понимаю, что мир сейчас требует от Украины фильма, который будет своего рода манифестом, и историю, которую зарубежные зрители смогут пережить с главным героям. Когда мы смотрим новости - мы являемся наблюдателями, не сильно вовлечены в это - переживаем, но поверхностно. Когда мы смотрим фильм, и нам хорошо рассказывают историю с качественными персонажами - начинаем сопереживать. Тогда начинаем ощущать их жизнь, историю гораздо глубже. В этом плане у кинематографа большое преимущество.
Фильм будет называться "Брейвленд" - земля храбрых. Это история об эвакуации одной семьи. Мы будем видеть ее со стороны военных и со стороны обычной семьи. Сценарий будет рассчитан на международного зрителя.
Все, кто раньше погиб за Родину, сейчас как один эгрегор, как одно целое нам помогают. Души тех людей сегодня с нами, и Боженька их отпустил на землю сейчас, чтобы они могли стоять вместе с нами
В борьбе нам очень помогают наши предки. Наши дедушки, воевавшие за Украину. Все, кто раньше погиб за Родину, сейчас как один эгрегор, как одно целое нам помогают. Я уверен, что души тех людей сегодня с нами, и Боженька их отпустил на землю сейчас, чтобы они могли стоять вместе с нами. Эта история, которую я сейчас пишу - имеет очень мистическое окончание.
Сейчас в мире повышен интерес к Украине. Уже с первых дней американский режиссер Шон Пенн приехал к нам документировать события для дальнейшего проекта. Можем ожидать определенного бума среди кинематографистов на тему Украины?
Думаю, найдутся персонажи, которые будут хайпировать на теме Украины. Но будут и объективные люди, желающие осветить правду. Однозначно будет несколько документальных фильмов. Наши проекты будут иметь дополнительный интерес на международных рынках. Ибо продюсеры со всего мира будут заинтересованы посмотреть украинский фильм.
Просто кино о войне не интересно, потому что мир видел много войн и этой темой никого не удивишь
Сейчас пора искать истории, которые тронут мир и расскажут о нас, украинцах, какие мы, о нашей смелости, бесстрашии и достоинстве. О том, что мы уникальная нация, которая может в секунду просто собраться в единую семью, а после окончания опасности - разбежаться снова по своим делам. Все эти вещи нужно показывать, демонстрировать эти качества. Потому что мы таким образом должны открываться миру.
Нашим авторам не нужно сильно рассчитывать на тему войны - так вроде бы их купят и посмотрят. В мире киноиндустрии все решает не тема, а история. Просто кино о войне не интересно, потому что мир видел много войн и этой темой никого не удивишь. Но удивить всегда можно сильной историей, увлекающей с первых секунд, историей человека, семьи. Если ее правильно рассказать и она затронет - тогда мы будем иметь большое преимущество. Тогда будет бум, награды и "Оскары".
Вы долгое время прожили в Лос-Анджелесе. Как сейчас реагируют американцы на нашу войну?
Американцы с первого дня замучили вопросами - чем мы можем помочь, так сильно переживали. В какой-то мере это касается их тоже. Они испытывают чувство вины за эту войну почему-то. Возможно, это связано с тем, что всегда была холодная война между США и Россией. А сейчас Америка - наш главный союзник. И они говорят: "Вы сражаетесь, вы страдаете, а мы наблюдаем, и нам это больно".
В начале марта от обстрелов в Ирпене погиб актер и теробороновец Паша Ли, сыгравший главные роли в ваших фильмах "Штольня" и "Тени незабытых предков". Как вы восприняли эту новость?
Это большая трагедия. Для меня и многих кинематографистов это был сильнейший удар. Я весь день не хотел ни с кем общаться, не мог поверить, что его больше нет. Даже была надежда, что, может, это неправда. Многие мои знакомые тогда удалили посты о смерти Паши, потому что где-то еще верили, что он жив. Но позже появилась информация, что нашли тело и везут в Карпаты, чтобы похоронить в Ворохте. Это был очень сложный период для меня и всех друзей, с которыми работали.
Есть ли планы увековечить Пашу Ли в будущих проектах?
Обязательно сделаем персонажа, который будет похож на Пашу. Это тот фильм, который нужно делать без сомнений. Паша должен остаться запечатленным в каком-то художественном произведении, имеющем ценность.
Также мы с сопродюссером Андрексом Селивановым открыли права на фильм "Тени незабытых предков" и дали его всем телеканалам и кинотеатрам. Кто хотел, мог его забирать в высоком качестве, для того чтобы сделать показы и сборы для нашей армии. Потому что мать Паши очень настаивала на том, чтобы помочь ребятам, у которых еще нет ни во что одеться, ни защититься. Мы сделали большой показ во Львове в кинотеатре "Планета кино". В общей сложности собрали около 500 тысяч гривен и передали на ВСУ. И это хоть что-то, что мы могли сделать в честь Паши. Часть денег отправили матери.
Вы успеваете волонтерствовать?
С командой занимаемся волонтерской работой в Киевской области, приобрели автомобиль для ребят, отправляли помощь в сторону Бучи, Гостомеля, Ирпеня. Сейчас планируем переключиться на Харьков, Днепр, Запорожье.
Веду переговоры с друзьями из Лос-Анджелеса, возможно, нам удастся организовать инициативную группу людей, которые могли бы из Голливуда приезжать хотя бы во Львов. Так же, как на днях Анжелина Джоли. Чтобы эти люди привлекали внимание мира и говорили о наших проблемах.
Бытует мнение, что россиянам насаждали ненависть к украинцам через кинематограф. В частности, "Белая Гвардия", да и в фильме "Брат" есть шовинистические моменты по отношению к нам. Насколько сильную роль играют фильмы в мировосприятии человека? Можно ли ими сформировать желаемое мировоззрение?
Да. Кроме того, что кинематограф носит развлекательный характер, это очень сильный инструмент пропаганды, особенно если попадает под влияние политики. Люди доверяют фильмам. У старшей аудитории нет сомнений, что в кино или по телевидению не могут говорить неправду. То есть, если они это видят в рамках истории, то это правда. Кто-то это разрешил, значит, действительно так и есть.
Голливуд всегда делал пропаганду правильным вещам. Россия же всегда делала пропаганду наоборот. Они постоянно занимались шовинизмом. Посмотрите интервью Михалкова или ведущих режиссеров. Что у них в голове? Это люди, которые полностью продались путинской пропаганде. Кормятся из рук Путина, и те, кто кормится меньше - просто молчат сейчас. А те, кто больше - обязаны говорить, потому что должны отрабатывать. И это работает не только лишь в кинофильмах. Если бы сегодня был Балабанов жив, то мы бы уже увидели пару их шедевров. Это страшная машина. Они это знают и понимают, как работают политтехнологии.
Кино играет огромную роль в формировании идеологии. Нам тоже нужно на это обратить большое внимание и правильно строить своих героев
Основная идеология России - это Вторая мировая война. Это была история победы, которую они присвоили только себе. Хотя это была победа Украины даже больше, чем их. Они катались по этой теме до сегодняшнего дня. Теперь поняли, что поколение новое начинает не понимать, что такое Вторая мировая война, они уж очень далеки. И им срочно нужна новая победа. Тема фашизма для них - основной стержень. Сейчас хотят переименовать фашизм, найти жертву, а в данном случае это - Украина, и придумать неофашизм. И давай сражаться дальше против него. И строить снова свою идеологию, историю победы на новой платформе. Но они очень серьезно ошиблись, потому что связались не с той страной. И когда начали получать по зубам, то поняли, что история разваливается. А то, что у нас есть сила перебить их пропаганду, они недооценили. Эта война уже априори проиграна ими. Это вопрос времени, конечно, мы за это сейчас платим свою высокую цену.
Кино играет огромную роль в формировании идеологии. Нам тоже нужно на это обратить большое внимание и правильно выстраивать своих героев
Какую опасность представляют российские фильмы для украинского зрителя? Война наложит окончательное эмбарго на их кино?
С начала своей карьеры имел потребность снимать кино на украинском. Потому что отличить украинца от россиянина можно было разве только с помощью языка. Язык - это границы. Поэтому у меня была идеология делать все украинское. К сожалению, все студии продолжали работать с российскими актерами даже после Революции достоинства и начала войны в 2014 году. У них часто были лучшие условия, чем у украинских артистов. И эта война является следствием, к сожалению. Потому что мы в лице многих студий давали по себе ездить, унижать себя. Давали им почувствовать, что они имеют дело с жертвой, с кем-то слабее. Если бы мы сразу сказали: или работаете на наших условиях, или убирайтесь отсюда, - тогда было бы по-другому. Уже тогда их нужно было гнать веником из страны. Сейчас, после этой войны, уже никто никогда не разрешит ни одной студии работать с российским актером. Думаю, и владельцам студий открылись глаза, и они не будут ставить бизнес выше святых вещей. Потому эмбарго на российские фильмы будет 100 процентов.
Сейчас, после этой войны, уже никто никогда не разрешит ни одной студии работать с российским актером. Думаю, и у владельцев студий открылись глаза и они не будут ставить бизнес выше святых вещей
Эта война неизбежна и необходима для нас. Наш народ перерождается в кровавых муках в нацию. И мы должны это пройти и не сдаться. И потому те угрозы, которые были раньше, они уже не работают. Это будет как пепел, мы просто стряхнем его с одежды и пойдем дальше. Это уже вчерашний день. Те, кто до конца не верили в тот ужас - после трагедии в Буче, Мариуполе они для себя приняли решение однозначно, что это уже точка невозврата.
Вы сотрудничали с "95-м кварталом". Думали, что Зеленский станет эффективным руководителем в войну? Увидели ли в нем новые черты?
Во время выборов я поддерживал Зеленского, потому что хотел, чтобы работала новая команда, незаангажированная старой политикой. Мы тогда подверглись критике. Верил в него, потому что знал, что он человек с характером, волевой человек. Невозможно построить такой бизнес, такую команду без характера. Мне показалось, что если направить этот характер в сторону государства, то все может быть очень круто. В первые годы каденции Зеленского было ощутимо отсутствие опыта. Начались разочарования у всех. Но он очень быстро набрал этот опыт в геометрической прогрессии.
С начала войны мы увидели Зеленского, какой он на самом деле. Это человек с характером, который поставил всех на свои места
У нас была зависимость от олигархической системы. Один человек не может ее развалить. Это система, которая формировалась десятками лет. И ее развалить и не стать заложником этой системы - это невозможно, потому что эти люди влияют на все. Начиная от энергетики и заканчивая другими направлениями. Поэтому он должен был подстраиваться, и это меняло его характер. Но с начала войны мы увидели Зеленского, каков он на самом деле. Это человек с характером, который поставил всех на свои места. Я рад, что он открылся так. Мы сейчас все стали "капитанами Украинами", а он - во главе. Он получил такой кредит доверия в мире, которого, вероятно, никто не имеет.
Какие фильмы считаете вершиной украинского кино?
Ценю каждую работу украинского режиссера, потому что каждый, кто снимает кино в Украине, стоит памятника при жизни. Это очень сложно и непросто. Мы должны сделать четыре-пять фильмов, чтобы понять, какая история сработает, набираемся опыта. Мы еще не созрели. Для этого нужно приложить усилия, нужна практика. Надо классно рассказывать истории. К сожалению, многие коллеги рассчитывают на то, что будет оценена тема. А кино - это эмоции. Если их убрать, не сможем смотреть фильмы. Если не будет дожата каждая сцена, каждый кадр, это не сработает. Это так же, как вершиной героизма является "Призрак Киева" - коллективный собирательный образ. Так же коллективный образ собран из всех украинских фильмов. Каждый мастер и режиссер талантлив, возможно, чего-то еще не знает. Они просто не достигли своего апогея.
Как вы видите украинскую киноиндустрию в будущем?
Мы прошли уже этап количества и должны перейти к этапу качества. Следующие картины будут дожаты, и новый опыт, который нам дается сейчас, он повлияет. У нас будет большое внимание уделено военному кино, каждый захочет рассказать свою историю. Я уверен, что будут шедевры.
Самое главное для украинской киноиндустрии - это умение объединиться. Нам всем нужно перестать быть эгоистами. Перестать думать, что я лучше, а кто-то хуже. Следует объединиться, как в Голливуде, в кланы. У них там есть мексиканский клан, еврейский, еще какой-то. Они помогают друг другу, делятся знаниями и у каждого из них есть "Оскар".
Если объединимся, наш кинематограф пройдет в новую фазу и мы сможем завоевать мир. Если градус не будет поднят и мы не станем монолитом, то, к сожалению, все останется как есть
Нам нужно вместе развиваться и сделать так, чтобы Украина стала полноценным игроком в мировом кинематографе. Потому что в одиночку мы это сделать не сможем. Если объединимся, наш кинематограф пройдет в новую фазу и мы сможем завоевать мир. Если градус не будет поднят и мы не станем монолитом, то, к сожалению, все останется как есть. Просто появится несколько десятков военных фильмов.
Кто из кинематографистов для вас образец? Почему?
Стивен Спилберг, потому что это режиссер, продюсер и сценарист, который смог объединить в себе всю вселенную. Он может снять развлекательный фильм за 100 миллионов долларов, а может снять "Список Шиндлера" (историческая драма о польских евреях в Краковском гетто во время Второй мировой войны. - Gazeta.ua). Он образец того, каким должен быть режиссер. Это, возможно, даже не почерк, а открытость ко всему. Режиссер должен уметь снять любую историю. Владение этим инструментарием, знаниями и опытом должно позволить работать сегодня с военным кино, а завтра - снять смешную комедию.
Стивен Спилберг - мастер добиться эмоций благодаря драматургии камеры, света, музыки, персонажей, мизансцен, и все эти инструменты работают. Я очень много учился по этим работам. Конечно, есть любимые режиссеры-визуалы - Майк Бейли, например. Является для меня гуру картинки на сегодняшний день. Эти два мастера очень важны в моей жизни.
Какой ваш любимый фильм?
Трудно выделить один. Но мне очень понравилась история "Поймай меня, если сможешь" (криминальная мелодрама, основанная на реальной истории - жизни мошенника 1960-х. - Gazeta.ua). Это фильм, снятый без дорогих спецэффектов. Пример того, как может быть рассказана история об одном человеке. В один период я походил на такого мальчика, который искал себя. Потому что до 22 лет не знал, кто я такой. И перепробовал все бизнесы, какие только мог. Я ассоциировал себя с этим героем.
Еще очень нравится фильм "Искусственный разум" (американский научно-фантастический фильм-драма Стивена Спилберга, снятый в 2001 году по мотивам рассказа Брайана Олдиса "Суперигрушек хватает на всё лето". - Gazeta.ua). Это невероятная сентиментальная история. Как будто смотришь развлекательный фильм о мальчике-работе, а у тебя полфильма слезы на глазах.
Что сделаете первым после победы?
Поеду в Голливуд и сделаю все, чтобы мы начали показывать наших героев. Мне хочется показать это миру. Я просто считаю своим долгом сейчас начинать это продвигать. Если раньше я мог приходить с позиции "пожалуйста, выслушайте", то сейчас я буду требовать внимания и заставлять людей, чтобы мы это могли сделать.
Поеду в Голливуд и сделаю все, чтобы мы начали показывать наших героев
Я уверен, что мы победим. И когда это произойдет, весь мир будет нашими должниками. Поэтому это нужно принять за правду и знать, что наши герои, друзья, ребята, умирают за то, чтобы весь мир узнал эту смелость, понял, зачем мы это делаем и ради кого. Это должно быть запечатлено в умах всего мира. Эта война, которую мы проживаем, она одна из самых страшных со времен Второй мировой - и мы еще не знаем, что нас ждет впереди.
Комментарии