На постамент, где стоял памятник Ленину, смогут подняться все желающие. Для этого 9 июля на бульваре Тараса Шевченко в Киеве установят металлическую конструкцию, созданную мексиканской художницей Синтией Ґутьеррес.
О новом проекте и интересных событиях донецкого фонда "Изоляция", произошедших за 2 года в Киеве, рассказывает менеджер по связям с общественностью Лесь Виноградов.
Лесь, как возникла идея поднимать людей на постамент, опустевший после сноса памятника Ленину?
- Это проект мексиканской художницы Синтии Ґутьеррес. Она решила символически проиллюстрировать идею, что каждому идолу, который поднимается на постамент, рано или поздно придется спуститься на землю. Металлическую конструкцию, по которой можно будет подняться на постамент, завершат монтировать 9 июля. Интервенция начнется в 17:00, продлится неделю. После этого конструкцию демонтируют. Но это лишь часть большого проекта "Суспільна угода".
Еще одна часть - ваша новая выставка?
- Да, ее можно посетить в киевской галерее IZONE. Проект объединяет тема переосмысления памятников, лозунгов и изображений, связанных с коллективной памятью. Одна из работ - видео, где обнимаются 2 кореянки. Этот ролик австралийской художницы Пилар Мать Дюпон символизирует лозунг Северной и Южной Кореи о "едином народе". Яркий пример пропаганды в современных тоталитарных государствах. На выставке покажем фото, видео и инсталляции 11 авторов из 10 стран мира.
Какие проекты были наиболее интересными за 2 года "Изоляции" в Киеве?
- Когда фонд оправился от выселения из Донецка и привык к новому месту в помещении Киевского судоремонтного завода, мы подготовили интересный проект "Зміна". Он стартовал в прошлом году, продолжается и расширяется в восточных городах Украины: Славянске, Краматорске, Мариуполе. Привлекаем интересных авторов.
Один из участников, харьковский стритарт-художник Гамлет Зиньковский, работал в заброшенном здании мариупольского хлебозавода. Он вставил в пустые оконные рамы свои работы - серию крупноформатного комикса "Житие пацана Петра", посвященного простому парню с вредными привычками. Петр преодолевает различные жизненные трудности, после чего решает, что хочет исправиться и изменить к лучшему мир вокруг себя, а не ждать чуда.
Жителям восточной Украины мы привозили фильмы из программы фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA. Привозили писателей с новыми книгами. На встречу с донецкой поэтессой Любой Якимчук, которая представляла сборник "Абрикосы Донбасса" на тему ностальгии по родным домом, пришли и ее земляки, которым тоже пришлось из-за войны оставлять дом.
Чаще всего ездим в Мариуполь - он сейчас становится настоящим культурным центром восточной Украины. Перед местными выборами "Изоляция" проводила акцию "Письма к мэру". Украинские и иностранные архитекторы писали будущему городскому главе Мариуполя с предложениями, как сделать город красивее и комфортнее. Копии разослали всем кандидатам. Читать отказался только Вадим Бойченко, который, собственно, и руководит городом сегодня.
Большой резонанс имела выставка "Культура и конфликт. Изоляция в изгнании". На фото и видео видно, как фонд выселяли из донецкого помещения боевики самопровозглашенной республики, также есть записи комментариев сепаратистов и проукраинских активистов. Выставку открывал перформенс донецкого художника Сергея Захарова "Карточный домик". Он изготовил карты почти в человеческий рост, на которых изобразил главарей террористов и джокера с лицом Путина. Именно эту карту нужно извлечь из карточного дома, чтобы все рухнуло. Зрелищно и символично.
В 2014-м за карикатуры, в которых он высмеивал сепаратистов, Сергей попал в плен. Пытали его именно в бывшем здании фонда "Изоляция". Выставку привозили во Францию, Словакию, Чехию, Германию. Многие СМИ там очень лояльны к России, таких кадров, конечно, не транслируют. Европейцам трудно поверить, что в наше время подобное происходит в соседних странах.
Что осталось от коллекций фонда в Донецке?
- Нам практически ничего не разрешили вывезти, а то, что осталось, уничтожено или украдено. С начала работы фонда в Донецк привозили художников со всех континентов мира. Из Китая приезжал Цай Го-цян, который писал портреты шахтеров, используя порох вместо красок.
Приглашали французского художника Даниэля Бюрена. После захвата здания "Изоляция" его большую инсталляцию из металла и стекла порезали на металлолом. На наше приглашение камерунский художник Паскаль Мартин Таю создал инсталляцию, которую в Донецке очень любили - большой макет красной губной помады, установленный на неработающей заводской трубе. Террористы ее взорвали.
Когда появится такая возможность, вернется ли фонд в Донецк?
- Об этом пока трудно говорить, и мы понимаем, что это вопрос не одного года. Однако, если возможность появится, мы обязательно вернемся.
Культурную платформу "Изоляция" как художественный благотворительный фонд основала меценатка Любовь Михайлова в Донецке 2010 года. К тому времени она имела частный бизнес, связанный с химическим производством, от которого после захвата Донбасса практически ничего не осталось. Здание захватили в июне 2014 года, устроили тюрьму, застенок и базу подготовки боевиков ДНР. Сейчас фонд функционирует за счет грантов, взносов от частных лиц и коммерческих организаций. В Украине власть помощи не оказывает. В столице "Изоляция" арендовала часть помещения Киевского судостроительного завода. В 4-этажном здании обустроили творческие и учебные мастерские для художников и исследователей, галерею с кафе, где постоянно проходят выставки, на первом этаже - пространство для концертов. Фонд работает по трем направлениям: в сфере искусства, образования и активизации украинского творческого сообщества. За 6 лет "Изоляция" реализовала более 30 международных проектов.