24 августа исполняется год театру "Запорожская новая драма". За это время выпустил два спектакля: "Котел" и "Солёный Человек", провел фестиваль "Дни Украинской Драмы". О том, как он образовался и что планирует, рассказывает основательница драматург Анастасия Косодий, 25 лет.

Как вы увлеклись театром?
- Впервые увидела спектакль в каком-то доме культуры. Нас водили классом. Назывался "Квадратура круга". Я подумала тогда: насколько крутым может быть театр, насколько это отлично от всего, что я до сих пор видела.
Прошло лет 15. Режиссер театра "Дах" Владислав Троицкий привез к нам спектакль "Человек-подушка". После этого я года два писала пьесы, в которых люди жестоко убивали друг друга, так вдохновила меня работа ирландца Мартина Макдонаха.
Но насколько это классно, начинаешь понимать только в процессе.
Когда появилась идея создать труппу?
- К нам привезли "Серую Зону" Post Play Театр. Они играли на площади Маяковского. Очень хорошо отработали. И я подумала: "А что же мы?". И написала пост в Facebook. С него начался процесс создания театра.
Как собрали актеров на дебютный спектакль "Котел"?
- Всем казалось, что это плохая идея так быстро всё делать. Говорили: "Давайте на сентябрь". Но я понимала, если сейчас не сделаем, всё распадется.
"Котел" - это такая пьеса-конструктор. (Спектакль имеет несколько отдельных сюжетных линий. В нем есть истории воина УПА, современного украинского солдата, переселенцев. - gazeta.ua). Ее можно крутить как хочешь, менять сцены. Мы думали предлагать зрителям самим определять последовательность сцен.
Было четыре показа этого спектакля. И каждый спектакль - отличался от предыдущего. Первый - о военных, второй о переселенцах. Третий – о том, что в каждом поколении идет какая-то война. Четвёртый – об исторической памяти.

В вашей труппе не было ни одного профессионального актера. Это плюс или минус?
- Как по мне - плюс. Я тогда была не готова работать с профессиональными актерами. Легче, когда вы находитесь на одном уровне, возникает низовая демократия.
Я называю себя режиссером. Но в действительности большинство всего делают актеры. Они находят мизансцены, начинают двигаться. Моя задача всех собрать и создать комфортные условия, чтобы они могли работать.

А когда вы поняли, что вы именно театр?
- После третьего "Котла" нас начали спрашивать: "Как называется ваш театр?"
Сейчас к вашей труппе начали присоединятся профессиональные актеры. О чем это говорит?
- Думаю, что это хорошо. В начале этого года мы почувствовали, что нам нужно расти. Я много езжу на мастер-классы и фестивали, потому что чувствую безумной недостаток знаний.
К началу театрального сезона планируете три премьеры. Что это будет?
- Это небольшие спектакли - на полчаса каждый. Мне хочется поработать с актерами в паре и раскрыть их так, как им не удалось в большом спектакле.
Мне нравится модель, которая существует в европейском театре. Спектакль показывают два месяца, но часто. Мы так старались подать "Соленого человека". Но наш зритель к этому не привык, уже на третьем показе начали спрашивать, когда будет что-то еще.

Как оцениваете театральный процесс в Украине?
- За два последних года он оживился. В Киеве открылись новые театры: Post Play Театр, Wild театр, Театр переселенца, в Полтаве DeFacto.
Возможно этому способствуют изменения в обществе. И театральная реформа - в государственных театрах переводят работников на контракты. Хотя некоторые говорят, что реформа сделана только на показ. Скандалы возникают из-за конкурсов, на которых выбирают директоров, руководивших учреждениями уже лет 50.
Я шучу, что наш театр - для людей в отчаянии. Счастливые актеры и режиссеры, которым нормально работается в их театрах, к нам не придут.
Однако, на мастер-классах встречаю людей из государственных театров, которые действительно в отчаянии. Режиссер говорит: "Я работаю как офисный работник. Должен сидеть в театре. После спектакля собирается худсовет и рассказывает, что зритель не поймет моего символизма ". Или актер говорит, что играет парня в пяти спектаклях а-ля "Сватання на Гончарівці" и все это его задолбало. Я рада, что этих людей что-то не удовлетворяет. Это может стать поводом для изменений в театральной среде.
Почему государственные театры игнорируют современную украинскую драматургию?
- Боятся, что это не окупится. Для них современная драма - это мат, наркотики, разврат.
В последнее время видим причудливые феномены, как например феномен Павла Арье. (Павел Арье - один из наиболее востребованных современных украинских драматургов. Его пьесу "Баба Прися" Роман Виктюк поставил в Москве на сцене театра им. Моссовета, режиссер Стас Жирков в Киеве в "Молодом театре". Спектакль "Слава героям" - совместный проект театра "Золотые ворота" и Ивано-Франковского академического областного музыкально-драматического театра имени Франко, режиссер Стас Жирков. - gazeta.ua). Спектакль поставили один раз. Затем спохватились и поняли, что этим можно отчитываться. Спектакль о Чернобыле, спектакль об УПА. Они мыслят такими категориями. Арье стал популярен после того, как его начали ставить в Германии.
Еще одна огромная проблема, когда драматург не допущен к театру. Я вижу, как сильно меняются драматурги, которые работают с театрами и насколько от них отстают те, кто работает самостоятельно. Претензии режиссеров к драматургам, что эти тексты невозможно ставить - имеют под собой почву. Когда ты видишь свой текст только во время фестивальных читок - этого очень мало. Потому что нужно понимать специфику сцены.
Есть ли в театре запретные темы?
- Я против того, чтобы актер работал с темой, которая ему неприятна. Боюсь их травмировать. Но пока я не встречала тем, которые мне казались бы абсолютным табу, но я не исключаю, что они есть.
Чем театр может быть интересен современному человеку?
- После "Серой зоны" киевского театра меня удивила реакция аудитории. Люди были очень жаждут рефлексий, им этого не хватает.
Театр - это способ коммуникации. Я писала "Котел" потому что мне хотелось поговорить с этим Лэськом, главным героем. Мой прадед погиб в УПА. Я ничего о нем не знала, кроме того, что сгорел в крыивке. Начала искать людей, которые говорят с акцентом того села, откуда он был родом. Нашла женщину, которая нашла еще одну. И записала на диктофон рассказ о своей жизни. Она знала моего прадеда, рассказала, как он погиб.
Театр существует, чтобы запустить процесс внутреннего изменения в человеке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Актер попросил зрителей написать имена на его теле
Комментарии