— Скоро будет премьера "Театра переселенца". Сейчас у них жестко идут репетиции, — рассказывает Ольга Сагайдак, организатор художественного форума "Донкульт-Мистецькі надра". Прошел во Львове с 16 по 30 июня. Исследует историю и культуру Донбасса. В рамках Форума — 80 культурных событий. В "Театре переселенца" играют беженцы. Также выступают профессиональные труппы. Луганский театр кукол привез представление "Сон".
— Представление "Сон" репетировали во время событий на Майдане. Готовили к 200-летию Шевченко, — вспоминает львовский актер и режиссер Алексей Кравчук, 52 года. Полтора сезона работал главным режиссером Луганского театра кукол. — Играли его в течение весны 2014-го, когда по улицам уже ходили люди с автоматами. Но нас не трогали. Друзья-театралы дежурили у входа для предотвращения провокаций. В праздновании юбилея приняли участие Театр кукол и Российский драматический театр. В течение июля и августа длились обстрелы города. Пришлось жить в подвале театра. Репетиции продолжались. Украинская армия приближалась. Мы ожидали, что вот-вот появится сине-желтый флаг.
Во Львов режиссер вернулся в конце 2014-го.
— 9 августа меня вывезли луганчане. Через Дебальцево выехать было невозможно, поехали через Изварино. На пункте пропуска в Россию мужчина, похожий на чеченца, посмотрел мой паспорт. Увидел львовскую регистрацию и говорит: "Давай, бандеровец, в сторону". Но луганчане вступились. Рассказали, что я режиссер, актер. Тот ответил: "В пианиста не стреляем". В Ростовской области нам помог грузин. Денег не имел никто. Он довез нас до Крыма, еще и накормил в дороге. Когда на российской территории у меня спрашивали паспорт, я показывал его вместе с трудовой книжкой. Объяснял, что работаю на Донбассе. Мы перебрались в Феодосию, а уже оттуда опять в Украину. С собой имел банковские карточки коллег, чтобы снять для них деньги и потом привезти. С деньгами, с обогревателями, мы выехали через Харьков снова в Россию, а оттуда в Луганск. Показывали пограничникам суммы, которые везли. Объясняли цель, и те относились с пониманием.
В сентябре-октябре в Луганске продолжили репетиции представления по пьесе "Цвета" драматурга Павла Арье.
— Главную роль играет местная актриса, которой за 60 лет. Она все время находится в Луганске. В ее монологе есть слова: "Мое имя Мария, моя земля — Украина". Летом, когда во время репетиции начался обстрел, прибежал помощник режиссера: "Все в убежище!". А она отвечает: "Деточка, у нас творческий процесс идет".
Когда кого-то из актеров забирали, директора шли и отстаивали этих людей. Игорь Плотницкий (глава самопровозглашенной ЛНР. — "ГПУ"), собрал руководителей учреждений культуры. Я тоже пришел. Он рассказывает о культурной политике "республики". Среди прочего говорит, что нужны свои режиссеры, а не "засланные казачки", например "один со Львова". Я поднял руку и говорю: "Это вы обо мне. Я Алексей Кравчук". Он перешел на украинский и говорит: "Простите, я ваших представлений не смотрел, но мне здесь о вас написали".
Потом мы получили письмо от Луганской ОГА, которая выехала в Северодонецк. Призывали вывозить театры. Директора звонили авторам, спрашивали: а как вывозить? Есть ли возможности, есть ли где поселиться? Оказалось, что нет. Луганский украинский театр выехал лишь в составе директора и главного бухгалтера. Больше всего я боюсь, что после восстановления украинской власти на Донбассе коллективы, которые остаются там работать, назовут коллаборационистами и сепаратистами. Хотя это честные люди, они служат театру. После прекращения обстрелов первым заработал Театр кукол. Писали объявления в магазинах, что в такой-то день будет бесплатное представление. Благодаря форуму имеем возможность показать "Сон" во Львове. Актеры, которые принимают участие в этом представлении, в конечном итоге, выехали. Сейчас работают — кто в черкасских театрах, кто в Киеве.
Комментарии
1