"Мы, как и ранее, не можем организовывать такие масштабные акции у себя на родине, поэтому благодарим Украину за то, что второй год подряд она предоставляет нам такую возможность", — так 37-летний журналист Александр Помидоров начал во Львове белорусский музыкальный фестиваль "Будь свободным".
Свыше двух десяток белорусских роковых групп на прошлых выходных выступили во львовском парке им. Богдана Хмельницкого и на сцене возле ратуши в центре города. Для гостей в парке "Знесиння" организовали палаточный городок. За право поставить палатку брали 10 грн с человека.
— Мы с моим парнем отдыхали в Крыму, потом заехали в Киев, а окончить свое путешествие по Украине решили во Львове, — рассказывает 24-летняя жительница Минска Кася Бахар. — В прошлом году также собирались на этот фестиваль — он проходил в Луцке. Но автобус, на котором мы ехали, в 40 километрах от Минска остановила милиция. И всех, кто ехал на фестиваль, продержали в отделении до утра.
Единственный в мире фестиваль белорусскоязычной роковой музыки "Басовишча" 19 лет проходит в польском городе Грудек Белостокского воеводства. Там компактно проживают польские белорусы. До 1945 года это была территория Белорусской ССР.
— "Басовишча" — фест скорее для местной белорусской диаспоры, — рассказывает "ГПУ" лидер минской группы "Крама" 47-летний Игорь Варашкевич. — В этом году Польша вступила в шенгенскую зону и людям из Белоруссии, для которых этот фестиваль был настоящим глотком свободы, уже тяжелее туда ездить. В Украину же виза не нужна. У нас по государственному телевидению о вашей стране говорят, что здесь зарплаты не платят, пенсии маленькие, люди голодают. А то, что мы увидели, говорит о противоположном. Львов чем-то Польшу напомнил. Мы вдвоем в ресторане на 12 долларов столько съели, что в Минске это бы в три раза дороже было. Пьяных не видели на фестивале. У нас если День города какой-то, это означает официально разрешают, чтобы все напились как свиньи и "ура" кричали.
Большинство групп, выступавших во Львове, в Беларуси занесены в так называемый черный список.
У нас по телевидению о вашей стране говорят, что здесь люди голодают
— 20 июля 2004 года заканчивался срок президентства Александра Лукашенко, по Конституции, которую он изменил под себя в 1996-ом, — объясняет ведущий фестиваля Александр Помидоров. — На площади Бангалор в Минске организовали официально разрешенный рок-концерт. Во время выступления культовой группы "Нейра Дзюбель" вырубили свет. И концерт стихийно превратился в оппозиционный митинг. Власть объяснила, что разрешения на политическую акцию никто не давал, поэтому все игравшие группы попали в список "нежелательных". Этим музыкантам не выдают гастрольно-лицензионных удостоверений. А без них в Беларуси, по закону, нельзя выступать. Владельцам клубов звонят "неизвестные" с угрозами закрыть их заведения, если кто-то разрешит нам у себя провести концерт. Даже в газетах заставляют снять с печати уже сверстанные интервью с запрещенными музыкантами.
В Белоруссии существует закон, по которому в теле-, радиоэфире должно быть 75% отечественной музыки.
— С этим вообще идиотская ситуация, — возмущается Александр. — К белорусским исполнителям уже успели приписать россиян "Машину времени", потому что предки Андрея Макаревича из Беларуси. И даже немцев "Раммштайн", потому что их гитарист Пауль Ландерс родился в Бресте. Его отец был военным армии НДР (Немецкая Демократическая Республика. — "ГПУ") в контингенте, про обмену проходившем службу в СССР.
За выступлением первой группы "ВИСП" наблюдало не больше трех десятков людей под бело-красно-белыми белорусскими национальными флагами. Львовяне, которые в субботу вечером прогуливались по парку, — в основном пожилые люди и молодые семьи с детьми — с интересом рассматривали белорусских неформалов в рваных джинсах и с ирокезами на головах. На концерт никто не оставался. Только через полтора часа после начала фестиваля начала подтягиваться молодежь.
Во время выступлений последних групп в первый день белорусов "Зет" и украинцев "Гайдамака" над Львовом начался ливень.
— На концерте Пола МакКартни в Киеве, говорят, было хуже, — говорит 42-летний Лявон Вольский, лидер группы "Незалежная республика Мроя".
Во Львов он приехал с собственным проектом "Зет".
— Немножко устали, что в Европе нас воспринимают за борцов с режимом, которые еще и петь умеют, — добавляет. — Поэтому пытаемся между песнями вставлять веселые шутки, чтобы не выглядеть пафосно.
Кроме белорусских музыкантов, на "Будь свободным" играли также группы из Польши, Франции. В конце фестиваля выступила украинская группа "Тартак".
— Мне понравилась идея такого фестиваля, — говорит лидер "Тартака" Александр Положинский, 36 лет. — Рок-музыку не воспринимаю как музыку протеста. Я так понял, что участников подбирали по тому, есть ли в их творчестве оппозиционные песни. Я не очень хорошо знаю политическую ситуацию в Белоруссии. Но, судя по профессиональному уровню их групп, рок-музыка в стране развивается независимо от ситуации.
Комментарии
1