Российского режиссера Кирилла Серебренникова задержали в Санкт-Петербурге и доставили на допрос в Москву 22 августа. Следственный комитет РФ обвиняет его в организации разворовывания 68 млн руб. государственной субсидии в поддержку современного искусства. Это больше $1 млн.
Басманний суд Москвы отправил Серебренникова под домашний арест до 19 октября. Ему запретили переписку, телефонные переговоры, встречи и выход на улицу без разрешения следователя.
47-летний Кирилл Серебренников с 2012-го возглавляет "Гоголь-центр". 23 мая этого года Следственный комитет обыскал его квартиру и театр. Забрал загранпаспорт — якобы для проверки на достоверность. По делу Серебренников проходил свидетелем. В частности, следствие утверждает, что выделенные на постановку пьесы "Сон в летнюю ночь" средства украли, а спектакль не вышел. При этом представление уже несколько лет идет в "Гоголь-центре". Арестованная бухгалтер театральной труппы "Седьмая студия" Нина Масляева дала в суде свидетельства против Серебренникова. Он себя виновным не признает. Арестованы также бывшие генеральный продюсер студии Алексей Малобродский и гендиректор Юрий Итин.
Кирилл Серебренников принимал участие в протестных акциях за честные выборы в 2011–2013 годах и свободу собрания в 2009-м. Осуждал вторжение России в Грузию. Был против запрещения гражданам США усыновлять российских детей-сирот. Выступил в поддержку режиссера Тимофея Кулябина, которого обвинили в оскорблении чувств верующих. Заявил, что театр — территория свободы, а религиозные учреждения должны с уважением относиться к светским. В интервью в 2014 году назвал Россию "страной неотмененного рабства". Говорил, что она "ведет себя, как попрошайка-гопник, обезумевший от горя", а сторонники власти — напуганные люди.
Фигура Кирилла Серебренникова — идеальна для показательного процесса над либералами, говорит российский журналист Андрей Лошак.
— Дискредитируют театр как институт, режиссерскую профессию. Самые известные в стране люди — это всегда политики и артисты. И сейчас первые намеренно переводят акцент. Мол, мы покажем вам, кто тут коррупционеры, — говорит "Радио Свобода" драматург 39-летний Юрий Муравицкий.
"Международно резонансные аресты людей такого уровня у нас происходят только с разрешения или прямого приказа главного начальника, — пишет в "Фейсбуке" писатель Григорий Чхартишвили, 61 год, известный как Борис Акунин. — Всеволода Мейерхольда арестовал не НКВД, а Сталин (в 1939-м в Ленинграде после допросов и истязаний режиссера осудили за контрреволюционную деятельность и расстреляли. Через 15 лет реабилитировали. — ГПУ). Серебренникова арестовал не Следственный комитет, а Путин. Россия перешла на новую стадию существования, где будут действовать другие правила".
"Серебренникова посадят. Потому что террор — это не злодейство ради злодейства. Это способ управления обществом с помощью запугивания, — комментирует у соцсети кинокритик Роман Волобуев, 40 лет. — Адресат террора — не тот, кого посадили, а все остальные. И жертва должна быть именно такая — симпатичная, немножко оппозиционная, но в целом политически безвредная. Так страшнее, потому что все примеряют на себя. Это — один из самых рациональных поступков режима в этом году".
Российское государство создало условия, при которых с ним невозможно взаимодействовать без нарушений закона и никто не защищен от ответственности за эти нарушения, считает российский экономист 49-летний Андрей Мовчан. Стопроцентная защита от этого — эмиграция. Относительно пока еще эффективная — не иметь никаких дел с государством и не брать у него деньги, пишет он в "Фейсбуке".
Комментарии