Впервые при власти антикризисной коалиции оппозиционер попал под давление правоохранительных органов. Обыск в квартире лидера "Народной самообороны" Юрия Луценко и допрос политика оппозиция называет политическими преследованиями. А генпрокурор Александр Медведько говорит об обычных следственных действиях.
Председатель правления Украинского Хельсинского союза Евгений Захаров, 55 лет, уверен, что действия сотрудников прокуратуры в отношении Луценко — злоупотребление властью. У политика хотели "проверить" израильское гражданство, искали паспорт. Однако даже если бы иностранное гражданство у Луценко и было, то это не криминальное преступление. Поэтому оснований для действий Генпрокуратуры здесь нет.
Речь идет также о незаконной выдаче Луценко именного оружия, когда он был министром. То есть ему вменяют в вину злоупотребление служебным положением.
— Но какую причастность имеет к этому его квартира? — говорит об обыске жилья экс-министра правозащитник. — Зачем нужно было начинать обыск в шесть утра? Власть во второй раз наступает на те же грабли. Даже если речь и идет о незаконной выдаче оружия, нужно было сначала провести служебное расследование.
Сейчас Юрий Луценко ходит в Генпрокуратуру на допросы. Тем временем вчера милиция нашла взрывчатку в киевском офисе "Народной самообороны".
Генпрокурор Медведько говорит об обычных следственных действиях
Бывший народный депутат и диссидент Степан Хмара, 69 лет, уверен, что такие действия Луценко вряд ли запугают, а вот рекламу ему сделают.
— Не думаю, что там есть что-то серьезное для уголовного дела, — говорит Хмара. — Может, это часть проекта его популяризации и подготовки к президентской кампании.
Даже взятие с Луценко подписки о невыезде не сможет помешать ему проводить акции "Народной самообороны", считает Степан Хмара. Ведь если он куда-то выедет из Киева и там его задержат, это только увеличит популярность оппозиционера.
— Борясь против Луценко, власть создает из него героя, наращивает ему мышцы и еще больше солидаризует обычных людей, которых так же преследуют, как и политика, — говорит народный депутат от "Нашей Украины" Лилия Григорович, 49 лет.
Политолог Олег Зарубинский, 43 года, считает, что власть преследует Луценко, потому что боится запланированных акций протеста.
— Это один из элементов общей стратегии противодействия, — говорит политолог о давлении на лидера "Народной самообороны". — Власть стремится не дать возможности органи зовать людей, которые хотят выразить свое отношение к ней, помешать организации похода на Киев.
В этом же списке, говорит Олег Зарубинский, закрытие телепрограммы "Толока" на УТ-1, угрожающие заявления министра внутренних дел Василия Цушко, парад милиционеров с собаками на Крещатике.
— Это тоже проявление страха власти перед массовым протестом людей, — отмечает политолог.
Комментарии