Эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика" Константин Матвиенко, 43 года, считает, что новое поколение украинских политиков не лучше их предшественников.
Возможен ли в Украине новый политический и общественный прорыв?
— Да, но сейчас для этого последний шанс. Если его потеряем, нас ожидает кризис и тупик. Возможно даже война и массовая общественная депрессия.
В целом, за время независимости Украины наше общество мало что создало. Получили в наследство советскую систему власти, райкомы превратились в местные администрации, почти не изменились судебная и правоохранительная системы. Поэтому страна с рыночной экономикой и социальными свободами зажата рамками государства, спроектированного еще в 1930-е для реализации целей советского тоталитарного режима.
Но при этом государство умудрилось сбросить с себя главный груз социальной ответственности. Прежде всего, это касается медицины и санитарии. Мы перешли межу в заболеваемости туберкулезом, СПИДом, гепатитами и венерическими болезнями, имеем около миллиона онкобольных. Это следствие неэффективной борьбы с загрязнением окружающей среды и алкоголизмом, контроля качества продуктов питания и питьевой воды.
Власть не в состоянии построить сеть нормальных дорог, больниц, школ. Трудовые отношения тоже перестали быть предметом ее ответственности. Взаимоотношения наемного рабочего и работодателя находятся в теневой сфере без всяких гарантий для трудящихся. Отсюда низкое качество товаров и услуг, особенно это заметно в строительстве, торговле и в транспорте.
Или взять сохранение национальной идентичности. Это святая обязанность любого государства, но в украинском исполнении выглядит карикатурно и неуклюже. Конечно, трипольские достопримечательности следует охранять, так же как достопримечательности других давних культур. Следует расширять и сферу употребления украинского языка и сеть музеев. Но когда это является имитацией культурной политики, то эффект получается обратный. Как в случае с трипольской керамикой, о любви к которой президента уже анекдоты складывают. И непопулярность Виктора Ющенко проектируется на ту же трипольскую культуру, на пчелок или на Говерлу. А они же не виноваты.
Украине нужны новые люди при власти, со стратегическим виденьем?
— Украина теряет интеллектуалов. Они отходят от политики, из образования, от работы в мо зг овы х центрах и государственных учреждениях. В наследство от Советского Союза Украине досталась космическая, авиационная отрасль, машиностроение. Но исследования прекращены из-за отсутствия финансирования. Потому нас так стремительно обошли другие страны. Да, мы еще присутствуем на французских авиасалонах или на выставках вооружения в Объединенных Арабских Эмиратах. Но с каждым годом наши разработки становятся все менее конкурентоспособными.
Интеллектуалов нужно привлекать высокой зарплатой, жильем, перспективой. Человек должен знать, что, придя в космическую отрасль в 20 лет, в 40 будет иметь много денег, уважение и будет ездить по миру.
Новое поколение в Украине уже появилось. Но его лицо не вдохновляет. Политические кланы начали биологически размножаться, и эти новые люди чаще невоспитанные и малообразованные. Не знают элементарной этики поведения, у них лишь голый популизм и меркантильность.
Какой тогда должна быть модель политической системы в Украине?
— Должен быть создан новый стратегический тип власти. Наши политики исполняют лишь сегодняшние прихоти избирателей и не видят, куда должна двигаться страна за 10–20 лет. Идеально было бы, если бы стратегически смотрел в будущее президент. Его следовало бы избирать на семь лет и не давать доступа к материальным ценностям. Заданием президента должно быть прогнозирование и предотвращение глобальных вызовов, таких как климатические изменения, недостаток питьевой воды, уменьшение населения.
Президента нужно избирать на семь лет и не давать доступа к материальным ценностям
Нужно изменить территориальную структуру власти. В настоящее время интересы граждан не реализуются на уровне города, района или области. Облсоветы вообще нужно ликвидировать — они в действительности никого не представляют, не заботятся об интересах населения. Даже не потому, что не желают, а потому, что таких общих интересов нет. В областях достаточно лишь государственных администраций. Они будут осуществлять исключительно те полномочия, которые не в состоянии реализовать местное самоуправление, то есть общества.
Украина является суверенным государством?
— Абсолютно независимых государств нет. Разве что Швейцария, которая сохранила франк, не входит в ЕС. Но это исключение. Государство, которое не может самостоятельно защититься, вынуждено искать помощи. Если бы Люксембург захотели завоевать, он бы с этим не справился. Но страна находится в системе коллективной безопасности НАТО, потому чувствует себя защищенной и суверенной.
Украина не прошла такой путь суверенитета, как Франция, Великобритания, Испания или Швеция. Мы стали независимыми, когда мировые коммуникации уже развились. А потому абсолютный суверенитет уже был невозможен. И вступая в В ТО, а впоследствии в ЕС и НАТО, Украина фактически теряет неделимый суверенитет, даже формально.
Может лучше сохранить суверенитет и не вступать в НАТО?
— Мы могли бы быть нейтральной страной, если бы имели гарантии территориальной безопасности. А таких нет. Примером была ситуация вокруг острова Тузла, сейчас — относительно Крыма и Севастополя. С Россией есть даже угроза вооруженного конфликта. Нейтральный статус хранить можно лишь тогда, когда тебе не угрожают.
Украина по территории наибольшая страна Европы. За нее борются три центра влияния — ЕС, США и Россия. Каждый хочет использовать нас для укрепления собственного могущества. При этом Россия своей враждебностью фактически толкает Украину в объятие ЕС и НАТО.
Но пока еще Украина вступила лишь в В ТО. Она утратила экономический суверенитет?
— Абсолютная экономическая независимость также невозможна. Вступив в В ТО, мы получили определенные конкурентные преимущества. Например, в Украину приходят иностранные банки и повышают качество кредитного продукта для наших потребителей. Или страховые компании или сети питания.
Проблема в другом. В Украине быстро растет валовой внутренний продукт, но еще быстрее его проедают. Мы тупо выбрасываем деньги на заигрывание с бедными избирателями. Вместо повышения пенсий, которое мгновенно уничтожает инфляция, лучше было бы строить новые больницы, создавать рабочие места для детей пенсионеров. Так они сами смогут поддержать своих родителей.
Комментарии
1