Профессор кафедры медицинской психологии Киевского национального университета им. Т. Шевченко, доктор психологических наук Леонид Бурлачук, 59 лет, не уверен в исключительном трудолюбии или толерантности украинцев.
Как часто политики используют в своей деятельности психологию?
—Как правило, психологов приглашают и используют в предвыборных кампаниях: чтобы правильно расставить акценты, создать определенный имидж и тому подобное.
Стоит ли требовать от кандидатов на место во власти справку от психиатра?
— Ну, это было бы слишком.
Нарушение прав человека?
— Я не столько об этом... Справка от психиатра не дает реальной картины психического состояния человека. Могу взять тысячу таких справок, и там будет написано все, что мне нужно. В условиях коррумпированной системы здравоохранения настоящий документ ни о чем не свидетельствует. О человеке говорят его поступки. Лучшего критерия нет.
Где граница между психической нормой и патологией?
— Она определяется возможностью человека адекватно функционировать в обществе. Если справляется с этим заданием, то считается нормальным. Понятия нормы и патологии достаточно размыты.
То есть каждого можно сделать здоровым или больным?
— Психически больныч человека можно сделать, если создать определенные условия. И тем самым сорвать психику. Например, "бить" по слабым местам, которые есть у каждого. А проще всего сделать человека ненормальным при помощи химии.
Как в целом оцениваете психическое здоровье украинской нации?
— Я бы сказал, что больной еще жив.
И какие у него шансы?
— Шансы есть. Нужно только решить насущные экономические проблемы. Ведь они больше всего влияют сегодня на психику людей. Посмотрите на очереди за вкладами Сбербанка. Гражданин, имеющий хотя бы минимальные свободные деньги, а не только на хлеб и оплату квартиры, не будет стоять в этих очередях. Подождет. Но процент бедных в Украине высок. Впрочем, как и процент богатых.
Существует ли в Украине конфликт между богатыми и бедными?
— Да. Но скрытый. Бедные не любят богатых. Советские времена не могли не отразиться на менталитете людей.
В основном психологов приглашают и используют в предвыборных кампаниях
Но все же психология людей за годы независимости изменилась?
— Произошло изменение от идеологии совка в сторону психологии рыночной экономики, денег. Но нужны институции для воспитания национальной гордости, национального сознания. Например, американец гордится тем, что он гражданин США. В общественном сознании следует формировать убеждение: я украинец — и это хорошо.
Сегодня у старшего поколения синдром разочарования — я бы назвал это так. В первые годы независимости его еще не было. Разочарование наступило позже.
Почему?
— В советское время нас воспитывали с мыслью о том, что нужно потерпеть и все будет. Как в известной песне того времени: "Завтра будет лучше, чем вчера". Это и был лейтмотив поведения миллионов советских людей. Нас воспитывали в режиме ожидания. Потому и недовольство ситуацией в Украине растянулось во времени. По привычке люди ожидали, когда станет хорошо.
Особенностями украинского характера считаются терпеливость, трудолюбие. Что можете добавить к этим чертам?
— Я не уверен в исключительном трудолюбии или толерантности украинцев. Они в этом такие же, как итальянцы или немцы. Разделять народы по человеческим качествам — ошибка, это примитивно. Скажем, корни национального характера связаны и с существованием в стране разных религиозных конфессий. Например, оценивать национальный характер поляков легче, так как у них, условно говоря, монорелигия — католицизм. А у нас только в рамках православия множество конфессий. В целом, у нас славянские особенности характера. И если уж на то пошло, лень нам ближе.
Мы привыкли ожидать. Привыкли, что государство обязано что-то дать — а оно обещало и обещает. И в этом одна из основных проблем развития нашего общества. Потому что такое состояние лишает активности. Выжить проще, если активно преодолевать сложные жизненные ситуации.
За психику нации должна отвечать церковь?
— Не только. Ее роль скорее терапевтическая.
Но к психологам наши люди почти не ходят?
— Пусть сначала пойдут в церковь. Потом и к психологам будут ходить.
Это неминуемо. Кто-то должен помочь человеку разобраться в себе.
Но традиционно такими помощниками у нас считаются друзья и водка...
— Отчасти так. Но из-за водки можно потерять и друзей. В целом недоверчивое отношение к психологам объясняется тем, что система медико-психологической помощи в Украине запущена. Потом она улучшится, но будет стоить клиентам больших денег.
В Германии, например, лет пять назад психологию включили в медицинскую страховку. До этого населения психотерапевтам платило из собственного кармана. Но правительство, наверное, поняло, что психическое здоровье граждан так же важно, как и физическое.
Отличается ли картина психических отклонений советского периода от нынешнего?
— Да. В условиях даже плохой, но стабильной ситуации нет оснований для вспышки эпидемиологических психических заболеваний. Китайцы недаром говорят: не дай Бог жить в эпоху перемен! Это сильно влияет на психику — на количество депрессивных состояний, самоубийств. Люди оказываются не готовы к изменениям. И украинцы не исключение.
Комментарии