Крымские татары решили сотрудничать с органами новой власти Крыма. Такое решение приняли на национальном съезде — Курултае. Он прошел 30 марта в Бахчисарае, столице крымских ханов.
— Для нас это было спорное и сложное решение, — рассказывает 32-летний Нариман Джелялов, один из заместителей главы Меджлиса. — Мнения разделились, но большинство выступило за сотрудничество. На должность первого заместителя председателя Совета Министров Крыма мы порекомендовали Ленура Ислямова (российский бизнесмен, владелец крымско-татарского телеканала ATР. — "ГПУ"). На место главы Республиканского комитета по междунациональным отношениям и делам депортированных граждан — Заура Смирнова (заместитель главы Меджлиса. — "ГПУ").
Эти должности важны для вас?
— Да, особенно вице-премьера. Сейчас в Крым заезжают федеральные органы России, активно распределяющие тамошние ресурсы. Собственность, особенно украинская, национализирована. Мы хотели бы, чтобы в этом процессе больше всего были защищены наши права. Потому что имеем право на ресурсы полуострова. Еще у нас есть возможность назначения министра промышленной политики, топлива и энергетики. Пока что не определились с кандидатурой. Также есть предложения на назначение руководителей второго и третьего порядка.
Какие требования выдвигаете нынешней крымской власти?
— Требуем национально-территориальной автономии. Во-первых, хотим документального признания нас коренным народом Крыма другими государствами. От этого зависит наше право на самоопределение, а это гарантированное участие в управлении, квота в правительстве. Мы предлагали квоту 33 процента, нам дают 20. Второе — признание крымскотатарского государственным языком, права на землю, а также признание и наделение полномочиями наших представительских органов — Курултая и Меджлиса.
Вам пойдут навстречу?
— Должны бы, но с каждым днем остается все меньше надежд, что наши пожелания учтут в достаточном для нас объеме. Здесь же есть и политический момент. От начала мы не поддерживали государственных изменений в Крыму, бойкотировали референдум. Даже сейчас, делегируя двух представителей в правительство Крыма, не признаем происходящих политических и экономических изменений. Это наши вынужденные шаги. Мы тоже оттягивали с принятием решения об участии наших представителей во власти. Хотя это предложили месяц назад. Шли острые дискуссии. Выдерживали паузу, надеялись, что Крым таки останется в составе Украине. Но теперь видим, что этот процесс затянется на длительное время. Украина в ближайшее время не вернет Крым в свой состав. Поэтому теперь здешняя власть тянет время. Если бы мы согласились сразу — получили бы значительно больше.
Какая в этих вопросах позиция Мустафы Джемилева, предыдущего главы Меджлиса? На Курултае в Бахчисарае его не было.
— Он был на заседании Совета Безопасности ООН. Крымские татары оказались в сложной ситуации. Одни против сотрудничества, другие — за. Но де-факто мы в составе России и должны идти на сотрудничество с этой властью. Это наши вынужденные шаги, чтобы дальше как-то здесь жить. Позиция Джемилева — "не соглашаться на взаимное сотрудничество с властью, пока нет четких гарантий". Но в то же время он понимает, что должны сотрудничать.
Украинская власть фактически позволила вам иметь двойное гражданство, постановив, что потеря украинского паспорта не означает юридическую потерю украинского гражданства.
— Мы тоже успокаиваем людей, что паспорт можно восстановить в Украине. Например, поехав в Херсонскую область. Украина еще должна договориться с Россией, чтобы жители Крыма могли принимать участие в выборах 25 мая.
Комментарии
1