Экономист Виктор Лисицкий, 62 года, считает главной причиной отсутствия стратегического подхода в украинской экономике частые смены правительства.
Инфляция бьет рекорды, Тимошенко обвиняет в ней правительство Януковича. Так кто из них больше виноват в нынешней дороговизне?
— Обвинять в росте цен конкретное правительство, по крайней мере, нечестно. Последние десять лет инфляцию провоцируют цены на продовольственные товары. Их удельный вес в общем индексе инфляции — больше 55 процентов. Причина в том, что наше производство социально значимых продовольственных товаров долгое время не имеет надлежащих условий для существенного повышения эффективности. Не было серьезного инвестирования в сельское хозяйство и перерабатывающую отрасль. Все инвестиции в агропромышленный комплекс за годы независимости — это копейки по сравнению с тем, что нужно было сделать. Поэтому снизилось производство зерна, вчетверо сократилось поголовье скота.
То есть главное внимание следует обратить на сельское хозяйство?
— В Европейском Союзе село давно является приоритетом. И Франция, и Германия выделяют значительные средства для его поддержки. У нас только определены механизмы удешевления кредитов да еще некоторые незначительные льготы для сельхозпроизводителей. Но это совсем не то, что делает Европа. И американцы лелеют свое сельское хозяйство — только федеральных программ по поддержке фермеров у них больше 120. А еще ведь есть такие в каждом штате.
У нас — ничего подобного. Когда правительство приходит на год-полтора, то не успевает что-нибудь сделать. Потому что, например, на реализацию программы по восстановлению поголовья крупного рогатого скота нужно три-четыре года.
Другая проблема — нет рынка земли, а потому не будет крупных инвестиций. Какой дурак будет рисковать строить огромный животноводческий комплекс на земле, которая ему не принадлежит? Ведь завтра его могут вытолкнуть, отменить все преференции. Так уже не раз бывало во многих отраслях.
Правительства меняются, что-то намечают или делают, кого-то поддерживают — но системной и размеренной работы нет. Никто толком не занимается экономическим развитием страны. Корень зла в системе, основанной в 1992 году. Тогда истерично отправили в отставку правительство Витольда Фокина. Потом так же делали и с Кучмой, и с другими. Если бы мы только кроликов и кур разводили или выращивали кофе, то частая смена правительств не имела бы большого значения. Но для Украины с ее довольно сложной, в перспективе привлекательной и разнообразной экономикой это недопустимо.
Поэтому то, что сейчас собирается делать Тимошенко, не даст серьезного эффекта. Это пожарные меры. К тому же игра в политику мешает. То газовую трубу нужно перехватить, то Черновецкого выпихнуть.
Как влияют на нашу экономику мировые финансовые кризисы?
— Украина — государство с небольшой и очень открытой экономикой. Наш ВВП составляет 0,5–0,6 процента от мирового. Потому мы не можем не учитывать глобальные процессы. Они нас задевают.
Скажем, на войну в Ираке американцы уже выбросили больше 500 миллиардов долларов. Они расползлись по всему миру. Цены начали расти не только в Украине, но и в Китае, США, Германии и тому подобное. Будут расти и дальше, и неизвестно как долго. Чем быстрее американцы уйдут из Ирака, тем раньше будет заблокирован всемирный фактор роста денежного предложения и цен.
Поэтому когда Юлия Владимировна говорит, что она через полгода наведет порядок — это слышать смешно. Возможно, цены будут расти медленнее. Но так всегда бывает летом. Если же возьмем последние 12 месяцев, то инфляция будет не 10 процентов, как обещает правительство, а значительно выше. Дай Бог, чтобы в августе была 15–17 процентов, а не 25–30.
Что должно было бы сделать правительство?
— Главный регулятор инфляции — Национальный банк Украины. Но он не остановит мировых тенденций роста цен. Потому в первую очередь нужно улучшать условия ведения бизнеса. Он сможет больше зарабатывать денег, платить работникам более высокие зарплаты.
Необходимы изменения налоговой и разрешительной систем. У нас уже год не принимают законов, которые улучшали бы бизнесовый климат. Поэтому мы и скатились со 128-го на 139-те место по легкости ведения бизнеса. Наибольший тормоз — система налогообложения. Также большие трудности предпринимателей — при входе на рынок и выходе из него.
Сколько времени нужно для внедрения антиинфляционных мероприятий?
— Несколько лет. Почему все правительства не достигают успехов? Потому что каждый премьер хочет сделать что-то быстренько. А для совершенствования того же производства растительного масла нужен не год и не два. Нужно заказать оборудование, внедрить новые технологии и тому подобное.
Дай Бог, чтобы в августе инфляция была 15–17 процентов, а не 25–30
Если мы хотим усилить влияние национальных факторов на сдерживание инфляции, то должны иметь конкретные программы по всем видам экономической деятельности на многие годы. Предусмотреть мероприятия регуляторной поддержки бизнеса. Дать какие-то преференции. Нужно садиться за стол переговоров с товаропроизводителями и договариваться. Это непростой и длительный процесс, но через него нужно пройти.
А как повлияли на инфляцию выплаты обесцененных вкладов Сбербанка?
— За первые два месяца года индекс инфляции составил 5,7 процента. Это очень много. Но эта тысяча гривен повлияла несущественно. Хотя сами ожидания выплат подогрели потребительские настроения.
Может ли государство ограничивать цены, скажем, установив максимальный уровень рентабельности, или проверять их экономическую обоснованность?
— Административные меры срабатывают только в административной системе. При рыночной экономике у государства задание одно — следить за качеством товаров и добросовестностью конкуренции. Если экономические отношения в государстве определяются частной собственностью и частной инициативой, административные ограничения роста цен заметного и длительного эффекта не дадут.
В настоящее время ожидается рост цен на бензин. Это повлияет на стоимость других товаров?
— Увеличение стоимости бензина является, скорее, психологическим фактором. Люди сразу начинают думать, что и другие цены поползут вверх. На самом деле это влияние будет незначительным.
Падает курс доллара и растет евро. Стоит ли людям избавляться от американской валюты и покупать европейскую?
— Краткосрочные колебания курса — это результат психологических потрясений и настроений людей. Потому что все слышат об обесценивании доллара и пытаются его сбросить. Кто держит большие суммы в долларах на банковских депозитах, тот от этих колебаний защищен. Но обесценивание доллара относительно евро будет продолжаться, пока американцы будут выбрасывающими деньги на войну в Ираке. Гражданам я бы все-таки посоветовал держать сбережения в гривневых депозитах. Но в больших и надежных банках. Потому что небольшие, привлекающие клиентов безумными процентами, чаще "лопаются".
Виктор Ющенко в свое время был удачным премьером. Что мешает ему стать успешным президентом?
— Действительно, в 2000 году он успел вывести Украину из-под дефолта, на грани которого она находилась. Осуществил мощные шаги в наведении порядка в финансах. Потому что был полный бордель — тотальный бартер, льготы направо и налево раздавали. Деньгами за электроэнергию платили только шесть процентов. А при Викторе Ющенко началось существенное оздоровление финансовой системы. Досрочно погасили задолженность по пенсиям. Тогда Кабмин готовил переход на стратегическое планирование. Приглашали специалистов из США и Израиля, изучали опыт других стран. Но Кучма вдруг отправил правительство в отставку.
Теперь у Ющенко за три года его президентства четвертое правительство. Это — рекорд. Такого даже у Леонида Даниловича не было. А заниматься важными вопросами ему мешает окружение. Его постоянно втягивают в политические игры. Год назад распределяли газ и полномочия — и до сих пор это делают.
Комментарии