— На исторических переговорах с моим другом Владимиром Путиным откроем новую страницу в двусторонних отношениях, — говорит президент Турции 62-летний Реджеп Таип Эрдоган во время визита в Санкт-Петербург 9 августа.
Он впервые приехал в Россию после того, как в ноябре прошлого года турецкая авиация сбила российский военный самолет над своей территорией. Кремль тогда ввел экономические санкции и запретил своим туристам отдыхать на турецких курортах. Приостановили реализацию проекта "Турецкий поток". По этому газопроводу Россия планировала поставлять голубое топливо в Европу в обход Украины.
— Россия отменит санкции относительно турецких компаний. Мы получили гарантии безопасности туристов. Возобновление чартерных рейсов — дело техники и времени, — говорит президент РФ Владимир Путин, 63 года.
"Турецкий поток" опять появится в повестке дня Анкары и Москвы, а межправительственное соглашение о его строительстве могут подписать в октябре. Об этом говорит министр энергетики РФ 44-летний Александр Новак.
Путин первый среди мировых лидеров поддержал Эрдогана во время попытки военного переворота 16 июля. А тот назвал досадным недоразумением уничтожение российского бомбардировщика.
"Встретились главы стран, отношения которых с Западом резко остыли в последнее время. Они переживают заметные экономические трудности. Европа осудила наступление на демократию в Турции и стала на защиту Украины от российской агрессии. Теперь Путин с Эрдоганом пытаются забыть старые дрязги и объединиться в противостоянии Западу, ценности которого угрожают их власти", — пишет американское издание "Уолл-стрит Джорнел".
— Эрдоган приехал в Петербург наговорить Путину комплиментов, — говорит эксперт Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос, 50 лет. — Это типичная восточная дипломатия — коварная, но оформленная красивыми словами. Чтобы излишне не раздражать российского коллегу, турецкий президент даже деликатно избежал упоминаний об оккупированном Крыме и подавленном положении татар, о которых заботится Анкара.
Эрдоган считает, что Запад недостаточно его поддержал во время восстания военных. Его возмущает критика Европы относительно репрессий в стране после подавления мятежа. Эмоциональность и султанские амбиции главы Турции вызвали полный провал европейской политики Анкары. Эрдоган шантажирует Европу показной дружбой с Путиным. Показывает Западу — имеет альтернативу евроинтеграции. Это сближение с Россией, где на троне сидит такой же диктатор.
Впрочем, не стоит ожидать, что Анкара серьезно пойдет на разрыв с Западом в пользу России. Туркам нужны западные инвестиции и технологии. России нечего им предложить. Это примирение — ситуативное и демонстративное. Поэтому Украине не стоит бояться этого союза.
Комментарии