Объем полномочий в руках президента и его окружения разросся до предела. Коллекционирование властных возможностей ради возможностей кончилось. Так считает 36-летний Андрей Миселюк, директор Института социально-политического проектирования им. Липинского.
- Если сравнить властную команду с акционерным обществом, то президент прибрал к рукам контрольный пакет акций, - говорит эксперт. - Строить стройную систему сдерживаний и противовесов во власти Виктор Янукович научился у Леонида Кучмы. Все должности раздал так, что ни одна из групп Партии регионов не имеет ощутимых преимуществ. Поэтому и трудно спрогнозировать, скажем, отставку премьер-министра и назвать его вероятных преемников. Не все так очевидно. Потому что назначать на места одной группировки людей из другой - это усиливать ее. Виктор Федорович пока удерживает эти балансы и оставляет за собой право подрезать рычаги влияния одной группы, если та чрезмерно усиливается, или же усилить другую, слабую на этот момент.
Оппозицию постепенно лишили ресурсов. Отобрали возможность на что-то влиять, критикуя власть и предлагая альтернативные решения. Если оппозиция не может этого делать, уничтожается само государство. Так как для нормального функционирования и поступательного развития обществу нужен источник конструктивных решений вне власти, чтобы люди имели из чего выбирать.
"Регионалы", когда были в оппозиции, имели достаточно возможностей высказывать отдельное мнение. Их представителей приглашали на ведущие ток-шоу, давали место для комментариев в печати. И они этим очень хорошо пользовались. Декларировали новые стандарты жизни, непопулярные реформы, хотя предложений и программ не имели.
Настоящие заявления "регионов" имеют простую цель - прослушайте наши слова. Власть же должна говорить красивые вещи. Нужны реформы - вот вам слова о реформах. Нужна программа борьбы с коррупцией - вот вам о программе. Если реальность страшнее, а под словами нет никакой основы и практических действий, то их надо оценивать просто - как слова. У власти нет сил провести хоть одну реформу.
Так же и с логикой Банковой в отношениях с Кремлем. Какие активы мы отдали россиянам? Черноморский флот напоминал пятое колесо в телеге. Было понятно, что российский флот из Крыма в ближайшее время выгнать не удастся. При президентстве Виктора Ющенко, который задекларировал и разметил совершенно другую линию отношений с Россией, экономическое сотрудничество с Россией замирало из года в год. И вот пришел новый президент, желательный для Кремля еще в 2004-ом. С искренними словами о сотрудничестве и относительно языка, и относительно собственности. Прошло немного времени, и с русским как вторым государственным языком произошло совсем не так, как думалось. Ту собственность, на которую "регионалы" не имели непосредственного влияния, Янукович отдал легко. Настоящую цену его "самой большой победы" - новой цены на природный газ ощутили уже все. А когда в Кремле заговорили об украинских предприятиях, к которым причастна партия власти, отношения резко изменились. Ни с кем, даже с Россией, на Банковой делиться не собираются.
Уничтожая оппозицию и укрепляя личную власть, Виктор Янукович старается идти путем французского президента Шарля де Голля. Но во Франции четко сознавали, зачем лидеру наций полномочия. Вместе с тем в Украине непонятно, как президент воспользуется концентрацией власти в одних руках. Пока видим, как после выборов президентских и местных полируется властная вертикаль - дереву уже обрубили все ветви, а сейчас зачищают рубанком, чтобы ствол был идеально гладкий.
Комментарии