В ночь на 14 января праздновали старый Новый год. По народным обычаям, вечером девушки ходят по домам щедровать, а ребята после полуночи — за севать. Щедрували или за севали вы?
Сергей Пономарь, 29 лет, рабочий, Черкассы:
— Засеваю на старый Новый год еще с детства: родители приучили. В последние годы хожу по друзьям, сам или с кумом. Все встречают радостно. Потому что считают, если мужчины приходят в дом щедровать — это хорошая примета. И рюмку наливают, и деньги дают. В прошлом году нащедровал 100 гривен с лишним. А в настоящее время гораздо меньше, дает о себе знать кризис.
Лилия Григорович, 51 год, народный депутат от НУ-НС, Киев:
— Я родилась и выросла в Ивано-Франковске, где народные обычаи уважали всегда. В детстве и юности щедровала с подружками. К тому же у меня папа и свекор — украинские священники. Поэтому новогодние и рождественские праздники мы всегда отмечаем. Радостно встречаю колядников или засевающих. В нынешнем году щедровать и посыпать никто ко мне не пришел. А вот на Рождество приходил колядовать молодежный студенческий вертеп. Дала коробку конфет в сумку и 200 гривен на пятерых — они студентам очень нужны.
Андрей Мажирский, 13 лет, ученик, Полтава:
— Мы ежегодно ходим за севать с другом. Обходим целый микрорайон — от мотеля до улицы Фурманова. Знаем пару стандартных за свалок типа "Сію, сію, посіваю, з Новим роком вас вітаю! Щоб родило жито, і пшениця, й усяка пашниця..." Люди дают в основном конфеты и печенье, а также деньги. Сегодня я заработал засеванием почти 130 гривен. В нашем классе ходят за севать не все ребята — человек пяти-шесть.
Лидия Барченкова, 80 лет, пенсионерка, Херсонская область:
— Засевальники приходили трижды. Насыпали кругом пшеницы, кукурузы. Первым еще на рассвете пожаловал сосед. Дала ему 5 гривен и отправила. Потому что то такой: как нальешь ему 100 грамм, до вечера не выгонишь. А мальчишкам дала по 2 гривны. Так один увидел вино на столе, говорит: "Бабушка, налейте нам". Но оно свое, слабенькое, из винограда делала. В детстве мы разве так щедровали! Под окнами бегали... Нам хозяйки давали баранки, пирожки, всякую домашнюю сдобу. Денег тогда особо не было. Как кто даст пятака, то это такая была радость! А теперь не модно пирожки давать — все просят только деньги.
Виктор Петренко, 56 лет, учитель, Киев:
— Меня приучил за севать друг и коллега Юрка еще во времена перестройки. Тогда мы таким образом показывали свое национальное сознание. Вставали в пять утра, будили малолетних сыновей. Ходили по друзьям и знакомым. Нам с Юрой наливали по рюмке, а мальчишкам давали сладости и деньги. Бывало, до двенадцати дня так назасеваемся, что едва на ногах стоим... Сейчас этим не занимаемся. Но колядовальникам, щедровальникам и за севальникам я всегда двери открываю. Даже когда жена ворчит, что их много лишком ходит. Утром как на работу собирался, в нашем подъезде за севал парнишка лет восьми. Я его не дождался, потому что на маршрутку спешил.
Комментарии