На Новый год люди подводят итоги и заглядывают в будущее. Как по мне, то в действительности важнее именно последнее. В прошлом же уже ничего не изменишь, кроме собственного отношения к нему.
Сегодняшние времена сумрачные и неуверенные. Это уже не день и не ночь — это сумерки: в нашей политической жизни, экономике. Да и день в декабре не успеет начаться, как уже смеркается. Хочется закутаться в теплый плед и погрузиться в старую добрую книгу, сюжет в которой развивается степенно, без всяческих "э кстраваганци й", и толщина которой будет давать определенную перспективу и намекать на твою солидность.
Однако мир вокруг нас почти не дает шанса на такую роскошь. Нынешние времена быстротечны и очень суетливы. Мы суетливо пытаемся ухватить себя за хвост. Эта суетливость не дает возможности остановиться, осмыслить самое простое, например: зачем человеку такая суматоха вокруг денег — ну нахапает он, и что с того? Добавляет ли эта бешеная суматоха что-то к именно его жизни — и когда он наконец начнет жить настоящей жизнью, а не готовиться к ней? Одна старая львовская пани мудро говорила: сколько ни собирай, все равно хоронить будут в одной юбке.
Мы думаем, что эта наша суматоха, погоня за материальными благами готовит нас к следующей "настоящей жизни". Однако погоня никогда не заканчивается. Мы будто пишем черновик — до чистового текста так и не доходит. Причем каждый раз есть оправдание: нужно детей поднять, достроить дом, дописать диссертацию и тому подобное... А вот с понедельника или со следующей недели или года заживем по-настоящему! Однако это "по-настоящему" не приходит. Мелкие х лопоты только нарастают, как снежный ком.
А тут еще и кризис. Он разрушает наши маленькие семейные бюджеты. Жены с отчаянием наблюдают за безумным ростом цен. Мужчинам легче — они не ходят по магазинам и не изобретают, как из ничего сделать что-то. Опять актуализируется вопрос: что же делать, если дальше так жить уже почти невозможно? Политики завели страну в тупик. Сначала убеждали, что нам хорошо, вот еще два шага до "прорыва"... Ну, вот и прорвало. И теперь главное переложить вину с себя на кого-то другого.
Так что же делать? Как по мне, то ответа два. Опору можно найти или в чем-то традиционном и частном, или в абсолютно новом и публичном.
Хватит, не хочу доверять своей судьбы никаким Юле или Вите
Если говорить о традиции, то это связи между людьми, друзьями, в семье, традиционные нормы толерантности и морали. В трудные времена люди объединяются и между собой, и вокруг каких-то ценностей. Все лишнее отбрасывается, остается существенное — забота о детях и родителях, о том, что зовется домом. Думаю, для многих это выход, который не только придаст свежести старым, давно забытым вкусам и запахам, но и станет новым открытием. Мы опять почувствуем, что традиция — это не заскорузло сть, а охрана. Это старый добрый дом.
Однако для более отважных возможен другой выход — реализация в области, неожиданной для себя. Никто из нас точно так и не знает, на что он в действительности способен. А такие переломные времена смогут дать шанс многим из нас начать неизвестную новую жизнь. Такой перелом болезненный, но и плодотворный, многие из нас пережили это в начале 1990-х.
Все это будто бы очевидные вещи. Однако если трактовать их, как наши жизненные стратегии, планы и дальнейшие шаги, то они существенны. Возвращение в лоно семьи, к женам, детям и внукам для многих будет не только выходом, но и открытием. Так же и погружение в публичные дела, когда человек скажет себе: хватит, не хочу доверять своей судьбы никаким Юле или Вите. Жизнь сама заставит нас принять какое-то решение.
Эти стратегии имеют как оборонный, так и наступательный характер. Но даже возвращение к традиционным ценностям, возобновление старых связей является не только обороной, но и наступлением. Пускай и консервативным.
Потому в преддверие рождественского цикла праздников, когда традиционно возвращаемся в свое детство — к елкам, вертепам, семье и друзьям, у нас есть шанс найти в этом кругу для себя выход. Какого мы долго не видели, хотя он всегда был для нас открытым. И вообще существовал только для нас.
А с другой стороны, карнавал, которым является наш вертеп, может побуждать к импровизации. Убежден, что он в своей основе более творческий, чем те, которые ежедневно демонстрирует наше телевидение. Может, в какой-то день мы сможем найти себя иными. Важно не бояться быть такими. Возвращение к рождественскому детству в то же время возвращает нас к тому исходному пункту, о котором мы уже забыли: когда перед нами расстелились десятки путей, мир был интересным и открытым. Этот выход может стать входом в наш новый мир.
Комментарии