Я живу у железнодорожного вокзала. Там очень много бомжей. К ним уже привыкла, некоторых узнаю. Но близко не подхожу: от специфического запаха туманится в голове.
Сейчас беспризорным не позавидуешь: холодно! Глядя на них на фоне снежных сугробов, вспомнила, что в Париже жандарм рассказывал о местных бомжах — клошарах — почти с любовью. Была там года три назад. Тогда выдалась морозная, по французским меркам, зима — где-то минус один–три градуса Жандармские патрули ездили по улицам и уговаривали беспризорных мосье поехать погреться.
Сейчас подобная ситуация в Киеве. Но бомжей не уговаривают ехать куда-то, к ним приезжают с едой. В столице есть " прикормленные" места, где чаще всего скапливаются люди улицы. Это вокзал, Житный рынок, Лавра, кинотеатр "Октябрь". Теперь туда с 14-и до 16-и привозят для бомжей горячие обеды. Кормят каждого беспризорного на две гривни — кашей с туше нкой, кабачковой икрой и чаем. А еще закупили для них одежду — зеленые куртки и валянки. Социальные патрули должны были раздавать их при наличии паспорта. Но какой у бомжа паспорт! Потому за неделю удалось одеть только нескольких. После чего решили выдавать одежду на усмотрение социального работника, без документа. Цивилизовано, почти как в Европе.
Туда с 14-и до 16-и привозят горячие обеды
Хотя вряд ли удастся одеть и накормить 25 тысяч бомжей по всей Украине. Это приблизительные данные, потому что точно подсчитать бездомных невозможно. Уже хорошо, что на них обратили внимание. Предыдущее правительство даже провозгласило заботу о бомжах одним из направлений государственной социальной политики. Мол, они тоже граждане Украины, вот только в силу разных обстоятельств оказались "на дне". Достанем их оттуда. Правда, не все хотят доставаться.
Для некоторых бомжевание — образ жизни, личная философия, отрекаться которой нет смысла и желания. Но есть и такие, кто очутился на улице не по собственным убеждениям: потеряли работу, продали квартиру, выгнала жена, подставили родственники? Если человек хочет вернуться к нормальной жизни, сейчас у него такая возможность есть. В прошлом году даже закон о социальной помощи беспризорным и тем, кто освободился с мест лишения свободы, приняли. То есть легализовали бомжей как общественное явление. Как говорят психологи, научились жить с этой проблемой.
А материально помочь этим людям должны местные власти. И здесь благополучие бомжей зависит от них или от благотворителей. В столице им повезло: есть даже приют, где можно принять душ и бесплатно переночевать на чистых простынях. Но в регионах — по-разному. Хотя беспризорные, как правило, едут в большие города. Там прокормиться легче, а хозяева мегаполисов то ли любят помогать бедным, то ли хотят такими казаться.
Один бомж на Крещатике, получив пару сигарет и гривну в подарок, мечтательно вспоминал оранжевую революцию. Говорит, тогда в столице хорошо было всем попрошайкам с Украины. Кормили, поили, греться давали в палатках и не гоняли. Такого ни одна власть еще не обеспечила.
Комментарии